Едва ли целесообразно начинающему самодеятельному резчику,
располагающему для работы с деревом лишь своим свободным временем, изучать всю
школу приемов резьбы, начиная с простых геометрических рисунков и кончая сложно-рельефными
композициями. Практика работы с учениками-любителями любого возраста, от старшеклассников
до пенсионеров, показывает, что наиболее рационально изучать различные приемы и
приобретать навыки в резьбе в процессе изготовления какой- либо заинтересовавшей
любителя поделки. Но здесь нужно избегать двух крайностей. При самостоятельном
выборе, без совета опытного руководителя начинающий резчик или по робости берет
слишком простой сюжет, не заслуживающий траты времени, или решается сразу
выполнить скульптуру и даже портрет, что связано также с напрасной тратой
времени, иногда и немалой.
В разделе «Резьбовые изделия начального периода» предлагаются
вниманию читателя несколько поделок из дерева, которые при терпении и
настойчивости может выполнить любой начинающий резчик. Работа с ними не связана
с особыми инструментами, а для отдельных из них не требуется и опытных, умелых
рук. Предполагая широкий и различный контингент читателей, автор книги не нашел
возможности дать единую для всех схему обучения резьбе. Поэтому в данную главу
вынесена работа, хотя и не самая простая по выполнению, но являющаяся учебной: она
включает ряд резьбовых операций, зная которые можно выполнять последующие
работы, совершенствовать свое мастерство. Начинающий резчик, знакомый со
столярным инструментом, тот, для кого не составит трудности выполнение
приведенных в следующем разделе поделок, может приступить к изучению приемов
резьбы по дереву непосредственно с предлагаемой в этой главе работы.
Для других читателей, возможно, полезнее сначала испытать
свое желание резать и проверить терпение в работе на более легких поделках,
предлагаемых в следующем разделе, т. е. читатель сам определит для себя
последовательность в выполнении поделок, так же как, очевидно, и
последовательность или выборочный характер в чтении данной книги вообще.
Руководствуясь этими соображениями, автор старался включить в издание
иллюстрации, которые могут заинтересовать начинающего резчика, а отдельные из
них и опытного резчика. Также и текстовой материал преследовал цель в том числе
и справочного характера, если кого-либо из читателей заинтересует только
определенный круг вопросов.
Начинающему резчику нужно, несомненно, поставить перед собой
одно условие: решившись выполнить поделку, довести работу до конца и вложить в
нее максимум старания. Психологические трудности в резьбе по дереву заключаются
в том, что вплоть до процесса отделки поверхности изделия мастер не получает от
нее эстетического удовлетворения. Поэтому можно порекомендовать начинающему
резчику для уверенности в правильности выбранного пути и темы довести до
законченности часть резьбы и покрыть ее растительным маслом. В дальнейшем при
окончательной отделке всего изделия эту часть придется протереть маслом еще
раз, чтобы очистить от приставшей грязи и пыли. К такой частичной отделке
поверхности резьбы в самом начале работы прибегает иногда и опытный мастер,
чтобы быть уверенным в выбранном решении или с целью визуального сравнения
будущей поделки с уже имеющимися (и в форме, и в цвете) для достижения композиционного
ансамбля. Другое пожелание начинающему резчику это прочесть материал книги,
предшествующий описанию того раздела, с которым он решил начать работу. Если
даже в нем окажется два или три полезных для него совета, ради них стоит
потратить время, так как по своему опыту автор знает, что иногда очень простой,
но и очень полезный прием в работе приходит только с годами или случайно. Также
необходимо про- честь сначала все разделы, касающиеся выполнения нижеследующей
поделки, прежде чем начать с ней работу.