Форма входа

Приветствую Вас Гость!

Поиск

Друзья сайта


    Avon в Украине

    Наш опрос

    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 358

    Статистика

    Главная » Статьи » Резьба по дереву » Изучение приемов резьбы.

    ПРИЕМЫ РЕЗЬБЫ ВИНОГРАДНОЙ КИСТИ

    Виноградная кисть, так же как и виноградный лист, являются для резчика по дереву выигрышными объектами растительного орнамента. Их скульптурность, пластичность формы именно в дереве наиболее выразительны. Поэтому изучение всех приемов резьбы этого орнамента потребуется резчику и в будущем. Рассмотрим их на конкретных примерах нашей поделки.

    Для ее изготовления сначала вылепляется форма виноградной кисти из пластилина, что в данном случае можно сделать непосредственно на изготовленной основе для барельефа. В первую очередь пластилин накладывается на утолщенную часть кисти, чтобы определить ее рельеф, затем вылепляются листья, уточняется их изгиб, композиция. Накатываются различной величины шарики ягод и ими вылепляется форма кисти по найденному рельефу. Если имеются затруднения в определении формы кисти непосредственно в пластилине, лучше сначала сделать рисунок на бумаге или использовать уже имеющийся (рис. 52), а затем, определив масштаб увеличения, с помощью пантографа или клетчатой сетки перевести его в нужные размеры (об этом см. последний раздел).

    С формой кисти в пластилине надо поработать основательно, не полагаясь на доделку потом в дереве; найти для нее наиболее удачное положение. В этом случае, так же как и в поисках композиции на бумаге, полезно использовать зеркало для проверки найденного решения (рис. 53). дело в том, что в процессе труда мастер привыкает к допущенным ошибкам в композиции и рисунке. Чтобы их заметить, нужно или отложить работу на несколько дней и посмотреть на нее потом свежим глазом, или увидеть в зеркале ее обратное изображение. Тогда глаз, привыкший, например, к левому смещению какой-либо части композиции, сразу же заметит в зеркале ее смещение вправо.

    На другой день проверьте еще раз композицию и форму лепки: нельзя ли ее упростить. Найдите композиционные линии (рис. 54), постарайтесь их подчеркнуть, дать более четкий строй отдельным звеньям и элементам барельефа. Осмотрите его при различном освещении и с помощью зеркала, найдите для него единственное, строго определенное положение, зафиксируйте карандашом несколько пограничных точек на доске, чтобы на этом же месте расположить впоследствии и барельеф из дерева.

    Выполнение резной виноградной кисти в дереве может быть сделано по-разному: или из целиковой заготовки, или в виде составного комплекса, где к частично вырезанным на едином брусочке виноградинкам добавляются с боков, а то и сверху другие ягоды с ножками, выточенными на токарном станке. Второй метод дает большую маневренность резчику в выборе и исправлении композиции, а также преимущества в поисках материала.

    Может быть и третий способ — полный набор кисти из выточенных на токарном станке Виноградинок, вставляемых в некоторую предварительно обструганную по форме кисти деревянную болванку. Таким образом, например, была выполнена овальная рама из лимонного дерева (см. рис. 12 вклейки).

    Каждый из способов имеет свои преимущества и недостатки, причем трудно отдать какому-либо из них предпочтение. Все зависит от возможностей, материала и поставленной перед резчиком задачи. Применение в композиции заранее выточенных виноградных ягод вносит сухость, стандартность в изделие. Но эти недостатки можно блокировать целенаправленной работой, индивидуальной подгонкой каждой ягоды. Возможность же замены и подбора ягод не только по форме, но и по цвету, хотя и вносит в работу дополнительные трудности, зато придает дополнительный эффект, большую выразительность поделке.

    Для начинающего резчика целесообразно использовать второй способ. Он дает ему возможность тренироваться в применении обоих приемов, исправлять допущенные ошибки, а также обойтись небольшими объемами материала.

    Выточка шариков на токарном станке описана в разделе «Ручной токарный станок». Здесь мы расскажем лишь о приемах резьбы на целиковой деревянной заготовке. С учетом доступности материала изготовим среднюю часть виноградной грозди (рис. 55,а) из буковой планки, например паркетной, с боков гроздь будет расширена за счет вставных ягод, выточенных отдельно. Также отдельно будут сделаны листья и черенок кисти.

    С целью получения большей выпуклости кисти поднимем одно из ребер планки, оперев его на приставной лист, который будет прикреплен, в свою очередь, к основе с помощью деревянных ножек-шпилек других приставных ягод.

    По имеющемуся в распоряжении резчика профилю полукруглой стамески определим размер ягод винограда (сделать для этого предварительную пробу стамеской на образце бука) и нанесем на деревянную планку карандашный рисунок подлежащих вырезанию ягод. Выделим композиционные линии (см. рис. 54), которые помогут определить строй ягод. Удалим лишнюю древесину на планке с учетом формы кисти.

    Напомним резчику, что у полукруглых стамесок должны быть скруглены боковые уголочки лезвия, которые в противном случае будут оставлять следы и царапины.

    Резьбу каждой ягоды ведем от ее середины (стамеску держим фаской вверх). Стамеска при этом за один резок (т. е. срезание древесины за один прием) изменяет угол наклона от почти горизонтального до вертикального, по мере того как поверхность сферы закругляется. Не надо обрезать всю форму ягоды сразу, за один прием. Подходящая стамеска за один прием может срезать половину сферы, но это не делается, так как могут быть сколы в сторону соседней ягоды. Сначала нужно наметить лишь небольшую стружку древесины и тут же подрезать ее с обратной стороны аналогичным движением, но уже по форме обработки соседней с ней виноградинки (рис. 55, в). Это значит, что, вырезая одну винограднику (1), резчик сразу же намечает и окружающие ее ягоды (2, 3, 4, 5, 6), причем не только по границе с обрабатываемой, но и пограничные друг с другом. Практически это приводит к тому, что с опытом резчик двумя-тремя движениями стамески намечает сразу положение ягод на целом участке кисти, что определяет уже зрительно ее форму и выявляет места, которые должны быть выбраны глубже и которые останутся так, как они получаются в процессе округления ягод винограда.

    Глубокие прорези между отдельными ягодами в некоторых местах выполнять нужно, особенно если кисть режется вся целиком. Это делает резьбу более выпуклой, горельефной в отдельных деталях, дает темные места теней, игру света. Так и должно быть в любой горельефной резьбе, но увлекаться таким приемом не следует. Все должно быть в меру: изрезанная «канавами» кисть теряет целостность, компактность.

    Техника выполнения прорезов между ягодами — дело выдумки самого автора резьбы: где-то удовлетворит обычный нож или узенькая прямая стамесочка, сделанная из надфиля с округленным лезвием (см. рис. 1), иногда можно снять часть древесины вдоль уголком или царазиком, а то и просто высверлить ряд углублений тонким сверлом на стыке между тремя ягодами, а затем уже к ним или от них вести прорезы, заботясь о том, чтобы менять их форму и характер. Одинаковость высверленных отверстий может испортить ручную работу, вызовет ощущение штампа и соответственное неуважение к труду мастера. Надо помнить, что следы инструмента, особенно сверла, не должны угадываться в изделии (мы исключаем из вышесказанного специальные приемы декора поверхности резьбы в виде резков от полукруглой стамески, где они не наносятся произвольно, а композиционно обыгрываются).

    Полезно для глубоких прорезов аналогичного типа применять зубоврачебные фрезы разных размеров и форм, вставленные в обычную дрель, а еще лучше, если использовать для этой цели гибкий вал бормашины. Тогда фрезами можно обрабатывать и поверхность резьбы. Но машинизация должна применяться в меру, так как она также вносит штамп в работу, а иногда приводит и к огрублению формы. Дерево — материал более пластичный и податливый, чем, например, кость или камень, оно позволяет применять различные приемы обработки и довольно широкий спектр инструмента, требует и от резчика такой же пластичности в работе. случае применения комбинированного способа выполнения виноградной кисти, т. е. с использованием приставных, наиболее объемно выполненных ягод, прорези и углубления между виноградинками целиковой части кисти нужно делать в композиционной связи с приставными ягодами. Они сами по себе дадут глубокий рельеф и, конечно, вызовут аналогичный строй и ритм в выполнении формы других ягод.

    Крепление вырезаемой кисти к основе делается или с помощью двух-трех деревянных штифтов, которые вставляются с обратной стороны доски в просверленные, общие для скрепляемых деталей, отверстия, или с помощью ножек приставных ягод-шариков так, чтобы их ножки вошли на клею в основу. Приставные ягоды нужно не только подбирать из серии выточенных по форме, цвету и оттенку текстуры, но и под- гонять по месту, чаще всего подрезая полукруглой стамеской место соприкосновения с соседней ягодой, а то и с двумя ягодами.

    ,

    Категория: Изучение приемов резьбы. | Добавил: Lobzik (12.02.2009)
    Просмотров: 3377 | Комментарии: 11 | Рейтинг: 4.7/6 |
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *: