В этом разделе предлагаются варианты декоративного оформления
резной виноградной кисти, техника выполнения которых упрощена по сравнению с
рассмотренной выше работой.
На рис. 57 показана конструкция поделки. Материалом для
изготовления служит также гармоничная пара древесины: темная — для
восьмиугольного канта и фона, светлая — для виноградной кисти и рамки. Этот
вариант имеет преимущества в первую очередь при подборе материала. В качестве
светлой древесины можно использовать чертеж-доску из липы или березу, для
темного материала подойдет фанерка (шпон) красного дерева, т. е. для фона можно
взять обычную многослойную фанеру и облицевать ее фанеркой красного дерева. Перед
изготовлением поделки сначала строится внутренний эллипс (см. рис. 57) по
выбранному соотношению осей. Ширина рамки берется согласно условию: ЕР=Кi=М, а
сторона ВС должна быть по длине средней между АВ и СГ.
Для выполнения канта (рис. 58) удобно склеить фанерки
красного дерева: для бортиков — в два слоя, для средней части, на которой будут
вырезаны шарики,— шесть-семь слоев. С этой целью надо нарезать резаком или
ножом (можно и ножницами) полоски такой фанерки шириной, равной толщине липовой
доски, и длиной, соответствующей самой большой стороне восьмиугольного канта.
При его семислойной средней части таких полосок будет 88.
Склеиваются двухслойные полоски столярным клеем с нанесением
на обе тонкого слоя, при этом их наружные поверхности лучше предварительно
смочить, чтобы избавиться от коробления фанерок. Для зажатия после склеивания
удобно использовать чертежные линейки шириной 25 мм, между которыми можно
расположить сразу пачку двухслойных полосок, разделенных лентами бумаги, чтобы
они не склеились друг с другом. Весь набор обматывается резиновым шнуром.
Каждый семислойный пакет целесообразно при склеивании сжать
двумя струбцинками между ровных и достаточно толстых дощечек. Во избежание
загустевания клея можно прогреть склеиваемые пакеты в духовке. Кромки
двухслойных полосок лучше выравнивать после высыхания клея с помощью напильника
или рубанка, зажав их набором в несколько штук в тисках или на верстаке между
двумя дощечками.
Для изготовления шариков в средней части каната нужно
использовать дрель и специальную фрезу, о которой говорилось выше. Расстояние
между шариками и их количество в каждом звене определяется не только опытной
пробой с помощью фрезы, а также с учетом того, чтобы места стыков этих частей
канта на углах были между шариками. Но для зрительного восприятия их нужно
располагать строго в углах восьмиугольника. Отсюда появляется необходимость
конструктивного решения, приведенного на рис. 57 и 58. В этом случае монтаж
канта производится следующим образом. Сначала последовательно приклеиваются
внутренние звенья двухслойных бортиков канта со стыком в углах на ус. Затем
определяется длина горизонтального звена средней части канта, концы которого
будут несколько выступать за углы с учетом расположения на них угловых шариков.
Эти шарики делаются в первую очередь дрелью, между ними размечаются и
выполняются остальные шарики.
Полученное горизонтальное звено с шариками прибинтовывается
резиновым шнуром к своему месту, затем подгоняется стык со следующим звеном,
наклонным. Этим определяется длина и форма наклонного звена, которое удобно
сделать симметричным, т. е. одинаково выполнить и второй конец из расчета, что
на другом углу шарик будет принадлежать вертикальному участку канта.
Возможно, что при размещении целого числа шариков на
наклонном звене придется изменить немного расстояния между ними по сравнению с
горизонтальным звеном, но это не будет заметно после сборки канта.
Наклонное звено с выточенными шариками и с подогнанным срезом
стыка с горизонтальным звеном также притягивается шнуром на свое место. После
этого подгоняется вертикальное звено, делаются на его концах угловые шарики и
все операции повторяются в описанной выше последовательности для горизонтальной
части. Особенно осторожным нужно быть при выполнении последнего звена, где
можно ошибиться с его длиной при подгонке двух стыковых концов.
Когда все звенья средней части канта подогнаны, они в такой
же последовательно отвязываются и сажаются на клей с повторным притягиванием
резиновым шнуром, при этом на углах (для лучшего сжатия) придется делать
перекрестные нитки, переходящие с одного звена на другое. Смазывать клеем лучше
обе склеиваемые части и очень тонким слоем, чтобы клей не вышел на поверхность
при сжатии деталей и не испортил резьбу. После высыхания можно отрезать
выступающие концы горизонтальных и вертикальных звеньев, подгоняя из заподлицо
с наклонными.
Звенья внешнего бортика канта также удобнее последовательно
отрезать по длине и приклеивать их, двигаясь по периметру рамки в одном
направлении. Не забывать при этом делать ус на стыке концов.
Отметим, что клеёная из фанерки красного дерева рейка очень
хорошо режется, вязка и пластична, не дает сколов и смотрится как целиковая.
Она выигрышно сочетается со светлой древесиной липы. Перед тем как обработать
на ней шарики фрезой, достаточно после их разметки сделать прорезы между ними
ножом с незначительным округлением углов, остальные операции выполнит фреза.
После этого потребуется небольшая зачистка ножом уголков в углублениях.
Поверхность внутренней эллиптической части рамки может быть
декорирована или по типу выемки описанного ранее основания поделки, т. е.
мелкими резками полукруглой стамески, направленными к центру эллипса (см. рис.
1 и 2 вклейки), или так, как показано на рамке рис. 59. На этой рамке резки являются
одинаковыми, строго размеченными и тщательно обработанными выемками, которые
надо зачищать полукруглой стамеской с двух сторон: сверху и снизу. Для липовой
древесины выполнение таких углублений не представляет большой трудности также и
в резьбе поперек волокон.
На рис. 60 приведен пример наборного канта, который может
быть использован в восьмиугольной рамке (см. рис. 59) вместо канта из шариков.
Он сделан из трех (можно из четырех) реек волнообразного профиля, смещенных
одна относительно другой на полволны. Профиль их вытачивается с помощью
круглого напильника одновременно на всех трех рейках, зажатых в тисках, затем
рейки приклеиваются к внешней стороне рамки (также последовательно, в одном
направлении по периферии). При нанесении клея лучше оставлять часть поверхности
около резного профиля сухой, чтобы предотвратить его выход наружу при сжатии деталей.
Средняя рейка приклеивается со смещением на полволны влево или вправо по
отношению к первой или третьей рейке.
В качестве материала хорошо использовать вышедшие из
употребления буковые чертежные линейки. Следовательно, это особенно удобно
тогда, когда в орнаменте одной из пород дерева является бук. Для выполнения
такого канта из красного дерева можно применить описанный выше метод склеивания
фанерок: двух трехслойные полоски заменяют с выигрышем в качестве (режутся
легче, не колются) и внешнем виде каждую из буковых линеек. Возможность
уменьшения за счет этого толщины реек канта позволит применить вместо трех
четыре рейки, что даст большую выразительность.
Зачистку волнообразного профиля следует делать сразу же после
обтачивания круглым напильником, когда рейки еще зажаты в тисках. Обработанные
шкуркой порознь, они будут иметь заоваленный с боков профиль, а это испортит четкость
геометрической формы поверхности канта. Описываемый способ набора канта
применен при выполнении рамы, показанной на рис. 17 вклейки.
В заключение заметим, что вместо виноградной кисти может быть
в поделке использован любой другой мотив, понравившийся резчику, так же, как
сама рама подойдет, например, для какого- либо сюжета маркетри, живописи,
Миниатюры.