Форма входа

Приветствую Вас Гость!

Поиск

Друзья сайта


    Avon в Украине

    Наш опрос

    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 358

    Статистика

    Главная » Статьи » Резьба по дереву » Свойство и обработка древесины

    СВОЙСТВА НЕКОТОРЫХ ПОРОД ДРЕВЕСИНЫ

    Сосна. Ель. По текстуре древесины ель и сосну неспециалисту трудно отличить друг от друга, особенно в выдержанном изделии. Очень сходны и свойства этих пород дерева в резьбе. Из отличительных черт сосны и ели можно указать следующие. Свежеобструганная древесина ели ярко-светлая (сосна темнее, охристее), контрастность годичных колец ее выражена менее четко. От времени ель темнеет медленнее, чем сосна, тон их все равно постепенно выравнивается. древесина сосны пахнет смолой, запах еловой древесины напоминает ее хвою. В текстуре ели выражена отчетливо прямослойность, она легко колется. В продольном разрезе ели видны мелкие, изолированные, как бы вставленные, отторженные от остальной древесины сучочки; они даже обладают способностью иногда выпадать из поделки во время работы.

    Для резчика по дереву хвойные породы удобны своей доступностью: благодаря их широкому распространению как материала в строительстве, в изготовлении бытовых поделок можно легко найти и нужную заготовку для резьбы. Однако у сосны и ели есть и существенные недостатки, которые ограничивают область применения их в резьбовых поделках: колкость древесины и ее полосатая текстура. Поэтому лучше всего использовать сосну и ель для резьбы с крупными элементами, для поделок крупногабаритных или занимающих большие площади. Это домовая резьба, декоративные панно на стенах общественных помещений, резьба в садах, парках. В этом случае их недостатки или блокируются, или превращаются иногда даже в положительные качества. Так, контрастные полосы делают большие поля резного панно более выразительными, они часто подчеркиваются обжигом, тонированием.

    Удобна хвойная древесина и для прорезной резьбы, рисунок или орнамент которой смотрится как силуэт (см. рис. 65). Но и на ровной поверхности резьбовой поделки резчик с опытом умело использует полосы хвойной древесины. Они превращаются, например, в интересный рисунок на ровной кривой и полированной поверхности вазы.

    Крупно слоистая яркая хвойная древесина не подойдет для выполнения маски (под маской здесь понимается скульптурное изображение лица) женщины или ребенка, но иногда может придать дополнительную выразительность лицу старого человека. Те же контрастные полосы ели или сосны способствуют декору простой, условной или ритуальной маски крупных размеров или маски несложной формы.

    Не мешает текстура хвойной древесины и маске женщины на рис. 39, где она выполнена стилизованно и является частью орнамента. Здесь текстура древесины удачно использована, вносит поэтичность в изделие, поделка интригует зрителя: из целого ли куска древесины все это сделано? Именно рисунок слоев дерева обобщает композицию и отвечает на вопрос утвердительно.

    На рис. 40 мы видим, как мастер обыгрывает слоистую структуру хвойного дерева, использует его как материал камеи: лепит форму, увязывая ее со светлыми и темными полосами древесины.

    Очевидно, большинству резчиков начинающих, да и сравнительно опытных, придется иметь дело с хвойной древесиной: именно она может выручить, когда нет другой, более соответствующей заготовки, особенно крупногабаритной. Об этом говорят примеры поделок, изображенных на рис. 67 и 24 вклейки. Поэтому ель и сосну как материал для резьбы стоит изучать досконально, составляя для себя заметки о ее свойствах, В одном и том же лесу можно встретить различные сосны, которые отличаются и по внешнему виду, и по свойствам древесины. Так, сосна, выросшая на сухом высоком месте, имеет более твердую, плотную древесину, текстура которой будет также с плотными, узкими кольцами (вспомним хотя бы корабельную сосну). А сосна, выросшая в низком, иногда заболоченном месте, обладает более мягкой древесиной. Встретившийся среди молодых деревьев могучий, толстый ствол засохшей сосны говорит о том, что она росла когда-то одна. древесина ее в сердцевинной части будет с красивым спектром широких годичных колец. А внешние слои, относящиеся к тому времени, когда дерево встретило помехи роста, будут отмечены аномалиями: свилеватость в местах заросших старых сучков и повреждений; засмолки (участки, пропитанные смолой) — результат затянувшихся ран; смоляные кармашки — также пропитанные смолой части годичных колец.

    Еще интереснее сличить отдельные признаки ели и сосны. Некоторые оригинальные свойства сосны приводятся ниже на основании опыта автора книги.

    Обычно сосна или ель легко режется, пилится и стругается. Но долго стоявшая (сушняк) сосна или лежавшая в сухом виде режется трудно, иногда крошится. При падении заготовка или поделка часто раскалывается. В некоторых местах древесина лежавшей сосны, особенно если началось ее частичное загнивание, режется с необычайным трудом, мнет жало лезвия. Такую древесину почти невозможно резать полукруглой стамеской поперек волокон, приходится с одновременным нажимом на стамеску поворачивать ее вокруг продольной оси — создавать более эффективное режущее движение лезвием. Надежда в этом случае на стругание ножом из крепкой стали под углом 45° к направлению волокон.

    Особенно резчику по дереву нужно избегать таких участков на древесине сосны, где началось уже расслоение: смолистые слои стали совсем твердые, а мягкие перегорели. Под ножом такая древесина не режется, а только мнется, пружинит и ломается. Также надо из- бегать при выборе древесины и тех участков на стволе сосны, которые от долгого лежания дерева на земле изменились в цвете, потемнели, хотя внешне они и не похожи на гнилые. Во влажном состоянии такая древесина кажется прочной, годной для обработки, удар топором по этому месту звонкий. Но после высыхания эта древесина совсем не режется, инструмент от нее тупится, и, как ни бейся с такой древесиной, ее все равно придется заменить на вставку от здорового дерева.

    В связи с этим полезно обратить внимание резчика на то обстоятельство, что «мягкий» и «легко режущийся» инструментом материал не всегда совпадающие свойства. Так, например, кожа служит для правки лезвия ножа (этим пользуются и резчики по дереву) или опасной бритвы. От резания кожи, материала более мягкого, чем дерево, нож тупится сильнее. Резец токарного станка от древесины тупится больше, чем от стали.

    Рассматривая сходные признаки сосны и ели, резчику надо учитывать, что контрастность годичных колец этих пород дерева со временем уменьшается, древесина приобретает обобщенный глубокий охристый тон. Если при выполнении поделки резчик чувствует, что контрастность полос разбивает общий вид, мешает восприятию поделки, то этот недостаток со временем уменьшится или совсем исчезнет. И наоборот, в том случае, когда контрастные годичные кольца используются для дополнительного декора изделия, достигнутый эффект уменьшится после выдержки древесины на свету.

    Обратим внимание резчика по дереву и на то, что не все полезные качества ели и сосны используются на практике для декоративной отделки резьбового изделия. Очевидно, причиной этого является доступность и изобилие материала, что вызывает недостаточное уважение к нему. Более внимательное изучение наших хвойных пород показывает широкие возможности их использования. Замечено, например, что самый теплый тон (имеется в виду желтый и оранжевый тона) среди применяемых в резьбе пород деревьев дает выдержанная сосновая древесина. Отдельные просмоленные участки сухой сосны, стоявшей в лесу в течение длительного времени, напоминают янтарь. Такая древесина сохраняет свою форму и твердость, не размягчается от тепла. Из нее хорошо делать бусы, ягоды, декоративные вставки в интарсии. Автор провел опыт по собиранию просмоленных кусков сосновой древесины, изготовил из них виноградную кисть, набранную из точеных ягод. Выдержанная на солнце и покрытая лаком, она действительно казалась янтарной, причем отдельные ягоды просвечивали, как виноградные. даже полосы годичных слоев в этом случае можно использовать с выигрышем в декоре при определенной ориентации слоев древесины и повороте точеной ягодки. Наиболее подходящие просмоленные места в стволе сосны для такой цели — это сучки, идущие внутри ствола, и места ранений дерева (засмолки).

    Просмоленные части сосны не следует перед покрытием лаком промасливать: от этого они тускнеют, сереют, приобретают вид обычной сосновой древесины, только более желто-коричневого цвета. Здесь сказывается тот фактор, что смола (живица) в масле растворяется.

    Подобную темно-охристую кисть целесообразно сочетать в орнаменте с более светлыми листьями из той же сосны, но выполненными из середины ствола. Для листьев можно использовать и наборную резьбу, ориентируя полосы годичных слоев составных деталей листа как прожилки листьев, а также варьируя рисунок прожилок шириной полос, зависящей от направления плоскости обработки листа к годичным кольцам. Для главных прожилок выигрышно сделать врезки из темного шпона.

    Сердцевина старой большой сосны с крупными годичными кольцами красива в продольном разрезе и вдоль и поперек колец, имеет янтарный оттенок, похожа на лимонное дерево. Особенно желтеет эта древесина, когда поделка из нее выдержана на солнце и воздухе в течение одной-двух недель, затем промаслена и снова выстояна на солнце. Контрастность годичных полос при этом смягчается, общий охристый тон углубляется, обобщается.

    Из сердцевины сосны можно выделить участки светлых колец для поделки из них желтых ягод, желтых вставок для интарсии.

    В отличие от ели сосновая древесина характерна переплетением волокон ствола с волокнами отходящих от этого ствола сучков, что дает в разрезе интересный рисунок. Этим пользуются в последнее время некоторые резчики для изготовления точеных или многогранных ваз, подставок под канцелярские принадлежности. В качестве заготовки для такой поделки применяется так называемая мутовка — часть ствола с ответвлениями. Чем больше в данном месте отходит от ствола сучков, тем интерес- нее получится рисунок на поделке. Резьбовое изделие может быть выполнено и из одной мутовки, и из набора, где несколько небольших мутовок предварительно склеиваются послойно по плоским обработанным поверхностям и при самой различной их ориентации друг к другу. Понятно, что в данном случае на передний план в технологии выступает подгонка склеиваемых поверхностей, т. е. наличие машинной обработки предпочтительно.

    Еще более интересные поделки с применением свилеватой сосновой древесины можно получить способом обклейке изделия слоями такой древесины. Это может быть не обязательно точеная или многогранная ваза. Ручной подбор- кой и подгонкой по кривым, изогнутым швам удается получить изделие любой формы, причем отдельные детали могут быть цельно-резными из такой же сосны или контрастной ей по цвету древесины, из липы, березы например. для вазы такими деталями могут стать:

    крышка, ручка, донце (основание), накладной орнамент и др. (на рис. 44 вклейки в таком решении выполнена ваза, но из другого материала). При обклейке поделки слоями сосновой древесины с использованием замеса опилок на столярном клею не обязательна точная подгонка стыков кривых поверхностей, так же как и в просветы швов между деталями обклейки можно вставить дополнительную деталь любой формы и любого размера, но с соблюдением гармонии рисунка древесины.

    Интересно ведет себя сосновая древесина, которая под влиянием заболевания приобрела красноватый, иногда ярко-красный оттенок. Эти покраснения попадаются в различных местах ствола. В результате опытов, проведенных автором с такой древесиной, выяснилось, в одном случае, что промасленная и выдержанная древесина постепенно утратила полностью красивый оттенок, превратилась в обычную древесину. В другом случае такое покраснение было выявлено в крупном стволе долго стоявшей сухой сосны. Под действием света и масла эта древесина при незначительном потускнении красного оттенка приобрела резко выраженную контрастность годичных колец, при этом смолистые слои стали темно-красными, текстура древесины сделалась исключительно нарядной, декоративной. Особенно выигрышно превратить такие кольца (полосы) в широкие, сориентировав форму обрабатываемой поверхности почти по направлению годичных колец сосны.

    Обратим внимание читателя и на тот факт, что длинные тонкие корни сосны обладают исключительной гибкостью, применяются для художественного плетения. Это свойство может взять на вооружение и резчик по дереву, когда гнутая деталь получается удобней и надежней в резьбовом изделии (ручка небольшой вазы, хвост обезьяны, например).

    Береза. Самая светлая из известных пород древесина, что учитывается и в маркетри, и в интарсии, и в резьбе по дереву. древесина березы однородная, мелкоструктурная, хорошо режется. Применять ее удобно для мелких поделок, так как береза реагирует на температуру и влажность воздуха и в больших массах может коробиться. По тем же причинам резьбовые вещи из березы лучше промасливать кругом растительным маслом, которое благодаря своей медленной высыхаемости успевает проникнуть глубоко в древесину. Масло защитит древесину от влаги.

    При умеренной естественной сушке береза не трескается (кроме мелких трещин с торца), поэтому березовый чурак можно сушить ошкуренным. На открытом воздухе древесина березы быстро загнивает, если даже она защищена от дождя.

    Красивые резные поделки можно сделать из комля березы, особенно в местах перехода кряжа в корни. Текстуру такой древесины с эффектными муаровыми разводами выгодно использовать в полированных ровных поверхностях, например в углублении чаши вазы, иногда с интарсией другими породами монотонного темного дерева или с врезанными участками маркетри.

    Обычная ровная и полированная древесина березы обладает способностью по-разному отражать свет в зависимости от направления волокон по отношению к нему. Цвет ее изменяется при этом от сдержанного сероватого до ярко-светлого, когда проявляется блеск древесины. Этим пользуются маркетристы для вариации цвета и оттенков. Например, из одного и того же листа березового шпона можно получить и небо, и облака на нем. Если мелкими кусочками шпона различной формы обклеить поверхность поделки, то получится интересный, мерцающий фон. Последнее свойство полезно взять резчику на вооружение: это способ закрыть дефекты древесины или допущенные изъяны в резьбе, например на поверхности вазы, даже кривой формы. Облицовку такой поверхности можно сочетать со вставками рисунков из других пород дерева, т. е. применить метод маркетри или интарсии (см. рис. 70).

    Указанное свойство березовой древесины (особенно в силу того, что она очень светлая) имеет и отрицательные последствия: ее нельзя соединять из двух кусков, так как шов будет заметен, стыкуемые части станут отличаться друг от друга; нельзя делать вставки и замазывать шпаклевкой изъяны на древесине. Например, на столешнице (см. рис. 24 вклейки) для того, чтобы сделать тон переплетающейся ленты однородным, пришлось отказаться от облицовки столешницы по методу маркетри (от выполнения этой ленты в состыкованном виде), а применять более трудоемкий метод интарсии: вырезать на ровном поле столешницы, покрытой обычной многослойной фанерой, весь верхний шпон, кроме рисунка орнамента из ленты, и на это место вклеивать шпон другого цвета.

    Липа. Имеет очень легкую, мягкую древесину, легко режется острым ножом (тупой нож мнет некоторые рыхлые места в древесине). По шкале твердости из 50 европейских и экзотических пород древесины липа является самой мягкой породой. Поэтому она широко используется профессиональными резчиками для изготовления различных поделок. При наличии опыта и острого инструмента резьба по липе не требует больших усилий, возможность срезать ножом значительные объемы древесины позволяет часто обходиться в резьбе небольшим количеством инструмента. Она хороша для геометрической резьбы, для мелких поделок: полочки, подставки, рамочки (см. рис. 6 вклейки). Для солидных работ рельефной резьбы и для скульптуры лучше липу не применять: она легко ранима и от ударов, и от случайного срыва стамески, а заделки изъянов светлый тон и нежная текстура липы не допускают.

    Если резчик решится использовать старую чертежную доску, которая, как правило, изготовляется из липы, то нужно учитывать, что годными для резьбы могут быть только участки, где не были вдавлены кнопки. Место от острия кнопки после обработки будет выделяться пятном на светлом фоне липовой древесины. Искусственная заделка таких мест тонированной замазкой также не даст результата: даже тщательно подогнанный цвет заделки будет заметен при определенном освещении. Вообще, соприкосновение любой древесины с железом приводит к ее потемнению, а при длительном контакте некоторых пород дерева с железом к почернению.

    Бук. Имеет мелкотекстурную древесину, распознать его среди других пород дерева легко по коротким темным штрихам на продольном срезе древесины, как будто нанесенным тонким пером с коричневой тушью густо и равномерно по всей поверхности.

    Режется бук очень хорошо, хотя сухая древесина крошится и колется в мелкой резьбе при работе резцом (даже ножом) поперек волокон. Этот недостаток можно уменьшить легким смачиванием того участка, который обрабатывается. Но делать это Нужно очень аккуратно, так как бук сильно гигроскопичен, набухает от влаги, коробится. Если намочить всю обрабатываемую поверхность, то буковая планка изогнется до полной потери своей формы. Поэтому перед смачиванием нового места нужно дать высохнуть старому.

    Бук хорош тем, что может выручить на первых порах начинающего резчика, когда у него нет в запасе подходящего материала. Резчик должен так продумать конструкцию своей поделки, чтобы использовать в ней паркетные планки или детали от старой мебели, которые следует запасать заранее: ножки от стола, дощатый настил в детской кроватке, там же — угловые стойки, круглые палочки решеток. Так, например, выполнена рама, приведенная на рис. 16 вклейки. Сосновый каркас этой рамы облицован дощечками, частично резными, взятыми от настила детской кроватки (пояснения даны к описанию поделки).

    Буковое изделие нужно защитить маслом (лучше) или лаком со всех сторон, чтобы предотвратить случайное попадание на древесину влаги и порчу поделки из-за коробления.

    Дуб. Древесину дуба лучше не рекомендовать начинающему резчику для выполнения резьбовых изделий: порода эта скромная по цвету, твердая и пористая, хотя режется не хуже других твердых пород дерева. Правда, автору этих строк попался однажды вид древесины дуба, который обладал удивительной способностью тупить инструмент (всего насчитывается около 450 видов дуба). Но главным образом из-за пористости на дубовой поверхности не получается чистая резьба, особенно миниатюрная. Еще больше хлопот с отделкой поверхности резьбы. Приходится применять порозаполнитель или восковую мастику для полировки. Преимущества дуба — в долговечности и стойкости к влаге, что интересно для резьбы, предназначенной к экспонированию на открытом воздухе, а также в красивом рисунке на продольном разрезе, что используется для декоративной отделки мебели. Мелкие поделки из дуба (рамочки, полочки) при матовой отделке и гладких поверхностях тангенциальных (по годичным слоям) разрезов смотрятся хорошо, но это уже, скорее, не резьба.

    Для резьбы крупных форм дуб подходит и даже имеет некоторые преимущества по сравнению с другими породами дерева. Например, настенные резные панно, выполненные Петром І, были из дуба.

    Очень хорош для интарсии и маркетри мореный дуб как «натуральное» черное дерево, но это редкость. Найти мореный дуб можно только случайно. В нашей средней полосе России реки часто меняют русло, подмывая то правый, то левый берег. В таких случаях возможно вымывание из берега затонувших когда-то при сплаве деревьев, в том числе и дуба, который за это время стал мореным. Деревянные дубовые конструкции и детали затонувших кораблей — это уже Мореный дуб. Забитые когда-то дубовые сваи, защищавшие от размыва берег озера или реки, также мореный дуб. даже доски от старых пивных или винных бочек тоже стали мореными и могут быть использованы мастером по дереву.

    Однако сделать дуб «мореным» можно и искусственным путем. Замечено, что от пули, попавшей во время войны в дерево, древесина в этом месте сильно темнеет. По этому же свойству, если положить на несколько недель в какую-либо тару пластинки дубового шпона, пересыпанные слоями влажных железных опилок, они потемнеют, причем дадут интересную расцветку. Наверное, на этом же принципе базируется дошедшее из давних лет упоминание о том, что для придания дубовой поделке темного цвета ее помещали в расплавленный свинец. Автор книги испытал указанный способ на небольшой резной поделке из дуба. Металл из смеси свинца (основная часть) и олова для достижения более низкой температуры плавления в железной банке был расплавлен на электроплитке. В банку были утоплены с упором (дерево легче металла) поделка из дуба и пробные палочки из сосны. Через 5—7 минут поверхность резьбы дубовой поделки стала черной, причем черный цвет проник на глубину около 2 мм. Никаких изменений формы, обугливания граней резьбы или уменьшения твердости поверхности не было обнаружено. После покрытия маслом поверхность дубовой поделки имела приятный, равномерно распределенный черный цвет.



    Категория: Свойство и обработка древесины | Добавил: Lobzik (12.02.2009)
    Просмотров: 2752 | Рейтинг: 5.0/7 |
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *: