Форма входа

Приветствую Вас Гость!

Поиск

Друзья сайта


    Avon в Украине

    Наш опрос

    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 358

    Статистика

    Главная » Статьи » Резьба по дереву » Свойство и обработка древесины

    СВОЙСТВА НЕКОТОРЫХ ПОРОД ДРЕВЕСИНЫ

    Сосновые палочки потемнели через 3—4 минуты, но по выделявшемуся слабому дыму и крошившейся от пробы ногтем поверхности было видно, что поверхность эта обуглилась. Очевидно, способ этот пригоден для изменения цвета поделок из любой древесины, но для дуба он подходит больше. Надо только следить, чтобы воздух в углублениях резьбы не мешал контакту древесины с металлом.

    Груша. Это нежная, тонкоструктурная древесина. Особенно красива в мелких поделках и в сочетании с другими породами дерева (интарсия, смешанная техника резьбы). Резчику полезно держать про запас колодки и полотна старых рейсшин, изготовлявшихся когда-то из грушевого дерева. При выполнении резных деревянных рам внутренняя окантовка из грушевого дерева (долевые полоски от рейсшины) бывает очень кстати в сочетании со многими породами дерева как светлых, так и темных тонов. Выполняется она легко, а смотрится благородно.

    Груша требует аккуратной резьбы, при силовых приемах дает сколы, причем не вдоль волокон и не прямолинейно. Из груши, например, выполнен витой кант на столешнице (см. поделку на рис. 24 вклейки). Для резчика лучше подходит древесина дикой груши, она более вязкая, почти не трескается.

    При легком тонировании краплаком (художественная краска) груша удачно имитирует красное дерево, а с помощью туши ее можно превратить в искусственное эбеновое (черное) дерево.

    Клен. Имеет много разновидностей. Все породы в основном светлых тонов, твердые, тяжелые, текстура древесины однородная, с мелкими блестками. Клен режется с усилием, но резьба получается чистой, поверхность ее хорошо обрабатывается. В этом смысле светлая древесина клена служит заменой липе как более мягкому и мнущемуся материалу или березе как колкому и гигроскопичному. Наиболее широко применяется в резьбе клен сорта явор, имеющий слегка желтоватую древесину. У маркетристов в большом почете клен «птичий глаз», получивший такое название за пятнистый, красивый рисунок с блестками, за интересные разводы в текстуре. Так же как и карельская береза, клен «птичий глаз» применяется для декора ровных гладких поверхностей. В этом назначении он используется и резчиками по дереву.

    Из клена, как древесины твердой и вязкой, делаются колодки для рубанков и фуганков или для подошв к ним. По сопротивляемости на вмятие и скалывание клен наряду с грабом и ясенем уступает только акации.

    Можжевельник. Применяется для мелких поделок, имеет красивую, красноватую, иногда полосатую и волнистую текстуру, несколько темнее ели и сосны. Древесина тяжелая, большой плотности (превышает плотность кедра в 1,5 раза), однородная, гибкая, нетвердая, удобная для резьбы. Не набухает при намокании и почти не уменьшается в объеме при высыхании. Эти качества в сочетании с приятным запахом ставят ее в выигрышное положение по сравнению с другими породами при выполнении бус, брошек, наборных браслетов, гребенок и шпилек для волос, подставок для чайника (при нагревании древесина дает приятный смолистый запах). Кстати, запах можжевельника очень стойкий, даже пролежавшие тысячелетия под землей изделия из можжевельника сохраняют свой характерный запах.

    Текстура можжевельника особенно красива в поперечном срезе, вследствие чего слоями поперечного среза с распаренного можжевельника (в горячей воде в течение 4—5 часов) некоторые мастера обклеивают деревянные изделия или просто используют такие пластинки для изготовления шкатулок, например.

    Можжевельник как растение имеет много других полезных качеств, находится под охраной. Спиливать для поделок можно только сухие ветки и корни. Из можжевельника (наряду с кедром) изготовляются карандаши, что также может учитывать резчик при работе с мелкими поделками или интарсией.

    Ольха. Легкая, мягкая и вязкая древесина. Очень хорошо режется, при резьбе не колется, не хрупкая, не трескается при сушке. Торец древесины обрабатывается хорошо и может быть использован для лицевой стороны поделки. Ольху особенно выигрышно применять в мелких, миниатюрных поделках, например в интарсии, где требуются вставки желтого цвета.

    Свежесрезанная белая ольха (всего в СССР произрастает около 15 видов ольхи) быстро желтеет, вплоть до оранжевых тонов, но затем ярко-желтый цвет тускнеет, древесина сереет, хотя торец остается достаточно желтым. Сухая древесина в расколе и в поперечном разрезе также ярко-желтым цветом не обладает, но под маслом или лаком снова приобретает хотя и не такой яркий, как в свежем срезе, но достаточно интенсивный, равномерный тон, отличающий ее этим от других пород дерева. Особенно насыщенный желтый цвет под действием лака приобретает ольха с торца.

    В сочетании с другими полезными свойствами ольхи — ее вязкостью, однородностью и монотонностью — желтый цвет позволяет резать из ольхи мелкие желтые детали, например цветы для интарсии на торце круглой палочки (см. рис. 27 вклейки). В этом она может соперничать, пожалуй, только с яблоневой древесиной или со смолистыми участками сосны. Очевидно, ольха будет хороша для изготовления маски (лица) в мелкой скульптуре, хотя в древесине ольхи надо избегать попадающихся иногда темных кольцевых прослоек.

    В имитации красного и черного дерева ольха похожа на груаiу.

    Орех. Из его 15 видов только два произрастают в СССР: грецкий (или кавказский) и малораспространенный маньчжурский орех. Не надо путать указанные виды ореха с теми кустарниковыми зарослями в средней полосе России, которые называются орешником, или лещиной.

    Древесина свежесрубленного грецкого ореха светлая, но в изделии она темнеет, становится коричневатой, с оттенками в красное и желтое. То же происходит и с выдержанной древесиной. Маньчжурский орех имеет красивое серебристое свечение. Орех хорошо зарекомендовал себя в резьбе мелкой, тонкой, высокохудожественной.

    В отдельных местах древесина некоторых видов импортного ореха бывает совсем темная, почти черная. Применяется такой орех главным образом в виде шпона для отделки мебели. В маркетри ореховый шпон ценится не только за самый темный цвет естественной древесины, но и за необычайную мягкость, нежность, позволяющую его легко резать во всех направлениях, изготовлять из него любые мелкие фигурные вырезки, кривые линии веточек, не боясь их раскола (особенно по влажному шпону). Так же ведет себя древесина ореха и в резьбе.

    Капы. Кап — это болезненный на- рост на дереве, появляется он на многих деревьях, достигает по весу до тонны. В разрезе напоминает мрамор. Рисунок расположения перекрученных волокон, завитков и узлов (следствие скопления «спящих» почек) у капа всегда очень красив на его ровной полированной поверхности разреза, для каждого капа он индивидуальный. Особенно красив кап тех пород дерева, которые имеют полосатую текстуру древесины или контрастные сочетания цветов, например сосна, но встречается он редко.

    Как материал для резьбы кап интереса не представляет: резная (изрезанная) поверхность и пятнистая, полосатая текстура капа будут мешать друг другу. С одной стороны, не станет смотреться рельеф резьбы, с другой — исчезнет рисунок разводов, переплетений и самого капа. Автор книги сделал попытку вырезать скульптурную поделку (рис. 7 вклейки) из березового капа. даже для лица старого человека кап оказался слишком пятнистым материалом, пришлось темные вкрапления и ямочки закрашивать тонированной мастикой.

    Капы очень хороши для поделок с ровной или слабо рельефной поверхностью, да и то с оговоркой, так как настоящая область применения капа — это изготовление из него лущеного шпона (ножевой однослойной фанеры) для отделки деревянных изделий. Именно из-за этого кап ценится наравне с карельской березой на вес или квадратные дециметры площади шпона. И переводить древесину капа на стружки и опилки нецелесообразно. Только из мелких кусков капа, которые нельзя пустить на шпон, изготовляют такие небольшие поделки, как браслеты, бусы, брошки, шахматы, чашечки, настольные канцелярские приборы.

    Резчик по дереву может заинтересоваться капом для изготовления такой поделки, где ровная поверхность капа сочетается с рельефной резьбой из другой древесины и, очевидно, контрастной по цвету: для березового капа, например, красное дерево или темный орех (импортный), для орехового капа — береза, липа. Наверное, неплохо будет смотреться и настольная или настенная тарелка из капа с прорезной резьбой по краям и, еще луч11е, с темным по общей тональности набором из маркетри на дне тарелки (см. аналогичную поделку, облицованную карельской березой, на рис. 27 вклейки).

    Недопустимо из-за капа налить целое дерево. Срезать кап с дерева также нецелесообразно, если он огибает ствол, так как в этом случае будет испорчена самая полезная для резьбы часть капа, да и сам кап будет рассечен. Только в тех случаях, когда спиливанием можно отделить весь кап, есть смысл этим воспользоваться: аккуратное отделение ка- па как болезненного нароста не причинит вреда взрослому дереву.

    Наиболее реальный источник приобретения капа для домашнего мастера —

    это лесозаготовки и предприятия по распиливанию древесины, где капы могут попасть в отходы. На лесозаготовке можно встретить и так называемый капокорень, т. е. нарост на корнекомлевом узле (практически на пне спиленного дерева).

    Заметим, что срез тополя или березы в месте перехода ствола в корни, даже и не будучи пораженным капом, часто имеет очень интересную свилеватость. Древесина переплетения разветвляющихся волокон корней сочетается здесь с прямой и спокойной древесиной ствола, что может быть использовано резчиком иногда с неожиданной выдумкой:

    разводы текстуры и свилеватость — для ровной поверхности, а прямослойная древесина — для резьбы (прорезной, горельефной, скульптуры). Применение такой древесины для изготовления чаш и ваз с переливающейся, как бы перламутровой поверхностью, стало традицией многих резчиков. Конечно, еще интереснее использовать с этой целью капокорень.

    Хранить кап лучше в затемненном месте, так как на открытом воздухе от дождя и солнца он может растрескаться. Домашнему мастеру по дереву для использования капа лучше распилить его на пластинки или небольшие по объему заготовки для предполагаемых поделок. С целью ускорения последующей сушки (см. далее), а также для придания более высоких качеств (вязкость, золотистый цвет, не растрескиваемость) каповые заготовки надо проварить в течение 5—б часов. Кроме этого, народные умельцы прошлых лет после вываривания заготовок капокорня выдерживали их в жарко натопленной печи, помещенными в чугун вперемешку со слоями влажных березовых опилок в течение суток. Эта операция повторялась три-четыре раза до получения золотистого цвета капа.

    Карельская береза. Как мы уже упоминали, карельская береза в разрезе похожа на березовый кап, а в наиболее интересных по рисунку местах также напоминает мрамор. Она и по общему тону теплее (охристее) обычной березы. При рассматривании отдельных листов шпона карельской березы поражаешься необычайному их разнообразию по рисунку. В отдельных местах волокна древесины направлены вдоль ствола, но обязательно хоть с небольшими, но изгибами, по всему полю разбросаны продольные, а то и поперечные или кривые пятнышки-блестки. Но вот постепенно общий тон сгущается, слои древесины и волокна закручиваются, переплетаются, больше светлых блесток и контрастирующих с ними темно-желтых пятен и вкраплений, которые вдруг обводятся коричневой каемкой, образуя вытянутые листики неправильной формы, скобочки, галочки, пятнышки, точки — тоже коричневые, в отдельных местах они почти черные, но небольшие, не вносящие дисгармонию в общий хоровод цвета и пятен, а только с ними контрастирующие.

    Иногда карельская береза образует «бурное море с волнами и какими-то предметами», качающимися на волнах, а то появляется «горный пейзаж с камнепадом» (темные вкрапления). Пожелай маркетрист или резчик облицевать шпоном карельской березы столешницу или даже шкатулку, ему придется иметь много кусков шпона, чтобы добиться однородности поля, стыковки рисунка и текстуры волокон, и все равно такого плавного перехода не получится, как в натуре. Значит, монтировать поле столешницы лучше, создавая фон по кускам, разделенным каким-либо орнаментом, линиями (см. рис. 24 вклейки) или искусно стыкуя куски по кривым, изогнутым линиям.

    Вот так в тонких слоях (в шпоне) нужно «собирать» воедино, «сгущать» природную красоту карельской березы. Нельзя из нее резать, переводить такую древесину на стружки, на опилки. Ее разделывают только струганием на шпон в распаренном состоянии.

    Карельская береза — это государственная ценность, находится не только под особой охраной, но и под внимательным наблюдением и изучением. Если в начале этого века из последнего уцелевшего места произрастания карельской березы — из Белоруссии — вывозили еще до ста вагонов отборной древесины в год, то перед войной были всего две искусственные плантации, которые во время войны погибли. Сейчас каждый выявленный экземпляр карельской березы на учете.

    Мы приводим эти данные для того, чтобы у резчика по дереву не поднялась рука срубить карельскую березу, а вот меры к ее размножению — задача патриотическая. Поэтому укажем и другие сведения о карельской березе. до сих пор науке не ясно, что собою представляет карельская береза: болезнь ли это древесины, как у капа, или это новый вид березы, новая форма. Произрастает она повсюду, где растет береза вообще,  и не только у нас, но и в других странах Европы (скорее произрастала). Название «карельская» чисто условное. При самоопылении не все березки в потомстве вырастают карельскими, четвертая часть дает обычную березу. При скрещивании с другими видами обычных 6е рез карельская береза воспроизводит от 20 до 60% себе подобных. Самый надежный путь размножения — это прививка черенков от молодой карельской березы (с ярко выраженными чертами) на молодые березки обычных пород.

    Внешне отличить карельскую березу от обычной трудно. Вот приблизительные признаки: растет разбросанно, иногда группами, но вперемежку с другими березами. Кудрявая, невысокая, поделочная часть ствола в заготовках колеблется от 90 см до З м. Ствол снизу утолщенный, по диаметру редко бывает больше ЗО см; неровности ствола, бугорки, узлы на коре. для точного определения (в крайнем случае) — вырезать кусочек коры величиною с туристский значок, вытащить осторожно кусочек так, чтобы не попадал свет на его внутреннюю поверхность, особенно солнечный. Быстро рассмотреть поверхность обнажившегося ствола: у карельской березы он не гладкий, а в бугорках, морщинах, желобках, чаще направленных вдоль ствола. Вставить назад вырезанный кусочек коры, хорошо прижать и заклеить пластырем, еще лучше — обвязать. Через две-три недели он приживется.

    Значит, говоря о карельской березе как материале для резчика или маркетриста, мы имеем в виду шпон этой древесины. Им можно облицевать не только плоскую поверхность, но и цилиндрическую, также коническую небольшой кривизны, если шпон намочить или распарить. В сочетании с березовым капом резчик может, например, выполнить вазу, если обдумать, как закрыть швы стыковки с помощью декоративных вставок или накладной резьбы из другой древесины. Понятно, что кап надо использовать в тех местах вазы, где облицовку плоским листом шпона сделать трудно (на так называемых неразвертьтваемых поверхностях) - Не будем упускать из внимания и сочетание шпона карельской березы с похожим иногда рисунком древесины в комле — корневом узле березы.

    В заключение отметим, что в перспективе, с приобретением опьтта, резчик может использовать шпон карельской березы и для облицовки неразвертываемых поверхностей, практика работы это подтверждает (см. рис. 27 вклейки).

    Красное дерево. Исчисляется десятками сортов. Название «красное дерево» для всех пород этой древесины пошло от дерева акажу, или махагониевого дерева. У нас оно называется также «свитенево дерево». Импортируется к нам из тропических стран. Название «махагониевое дерево» (или «махагонив) включает в себя широкий спектр древесины. Акажу, как наиболее ценная разновидность махагониевых пород, идет на художественные и декоративные поделки. Она имеет светло-серую, иногда зеленоватую заболонь и красную сердцевину. На обработанной поверхности акажу видны искры (мелкие параллельные штрихи), сгруппированные полосами. Полосы эти чередуются: светлая и темная. Но если посмотреть с противоположной стороны, то светлая полоса превращается в темную, и наоборот. Так проявляет себя блеск древесины: дерево искрится, живет. То же самое произойдет, если изменить направление освещения.

    Этот эффект акажу следует учитывать. Он может быть отрицательным при изготовлении небольшой маски, например, или статуэтки, когда полосы дадут пятна на лице и теле, но может быть и полезен также в маске, только более крупного размера: при перемещении зрителя маска как бы живет, меняясь в оттенках тональности.

    В резьбе акажу ведет себя несколько хуже других пород дерева, оно не вязкое, иногда пористое и хрупкое.

    После отделки резьбовое изделие из любого красного дерева обязательно потемнеет со временем (правда, низшие сорта акажу бледно-красного цвета не меняют свой тон и иногда даже светлеют). Никакой лак его от этого процесса не защитит. данное свойство особенно надо учитывать тем, кто занимается маркетри или интарсией с применением красного дерева.

    Поэтому при отделке готового резного изделия из красного дерева лучше покрывать его растительным маслом (подсолнечное масло, сафья) и выставлять на солнце на один-два дня. Под действием кислорода воздуха и света дерево интенсивно темнеет, приобретает глубокий темно-красный тон. Тогда только его можно отделывать окончательно, о чем будет сказано ниже.

    Лимонное дерево — очень благодарный материал, совершенно однородный и монотонный по цвету и текстуре. В этом он напоминает березу или липу, но после выдержки поделка из лимонного дерева приобретает благородный охристо-желтый тон и при хорошей отделке похожа на янтарь.

    Понятно, что, говоря о лимонной древесине, мы можем рассчитывать на небольшое его количество для интарсии или инкрустации. Но случай может свести резчика с возможностью использования ресурсов южных районов нашей страны, где периодически производится вырубка этого дерева. Мы имеем в виду и многочисленных читателей южных республик СССР, для которых лимонное дерево является родным и близким. Поэтому подчеркнем, что приобрести лимоновую древесину — значит обеспечить себя ценнейшим материалом для резьбы по дереву.

    Практически лимонное дерево не превышает в сечении 15—20 см, причем в стволе такой толщины нередки внедрения массы древесины серого цвета. Желтый, ярко насыщенный тон имеют чаще всего ответвления от ствола и молодые деревья. Поэтому, планируя поделку с применением лимонного дерева, можно рассчитывать лишь на небольшие его объемы или на монтаж из отдельных деталей, что применено, например, в овальной раме, показанной на рис. 12 вклейки.

    дерево это очень плотное, вязкое, хотя легко колется вдоль волокон. Режется удобно и поперек, и наискось. После отделки маслом или лаком в резьбовом изделии торцевые срезы (поперек волокон) более глубокие, желтые, что может быть использовано и при монтаже в резьбе, и при интарсии. Так, в упомянутой овальной раме виноградные кисти набраны из лимонного дерева, направленного торцом к зрителю, а листья выполнены с долевым расположением волокон. Это придает раме интересную игру желтых тонов, заставляет резчика решать вопрос о цветовой композиции.

    В самих же кистях винограда использована разная окраска отдельных участков древесины (взятых от одного ствола, как и от различных стволов лимонных деревьев) — от желтого до почти оранжевого на концах кистей. Хотя со временем оранжевые оттенки частично потухли до глубоких золотисто охристых, игра тона все равно осталась.

    Следует заметить, что цвет дерева оливы очень близок к наиболее глубоким тонам лимонного дерева и может быть использован в паре с ним в единой тональности, что обогащает цветовую гамму поделки из лимонного дерева.

    Среди маркетристов широко употребляется шпон из слоистой хрупкой древесины с яркими желтыми полосами. Этот шпон имеет самый яркий желтый цвет из известных пород дерева. За это получил название в практике маркетри лимонного, или «лимонки». Иногда и в литературе характеристику этого шпона приписывают лимонной древесине. Отметим, что между указанным шпоном и настоящим лимонным деревом нет ничего общего.

    Лимонное дерево с серой древесиной в резьбе выглядит неэффектно, имеет грязный, заплесневелый вид. В теплых тонах самого лимонного дерева и среди другой древесины оно не вяжется, вносит диссонанс.

    Эвкалипт. Плотная, тяжелая, часто свилеватая древесина, по крепости превосходит ду6 и черный орех, но удобная для резьбы во всех направлениях. Благодаря твердости и наличию эфирных масел сухую древесину не трогает жук-древоточец, она почти не гниет. Большие толщины дерева позволяют планировать любую поделку, даже резную овальную раму можно выполнить из целого куска эвкалипта (см. рис. 19 вклейки).

    Цвет древесины варьируется от светло-охристого до темно-красного в различных стволах. Иногда и в одном стволе имеются сильные изменения цвета от светлого снаружи до темного в середине. Также встречается цветовая разница из-за свилеватости дерева, но после обработки маслом и выдержки на солнце тон древесины обобщается, оставляя, тем не менее, желательную игру переходов.

    древесина эвкалипта настолько мелкозернистая и плотная, что позволяет резать на то

    Категория: Свойство и обработка древесины | Добавил: Lobzik (12.02.2009)
    Просмотров: 1940 | Рейтинг: 5.0/4 |
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *: