Только после отделки поверхности резьбового изделия резчик
увидит результаты своего труда. До этого же поделка часто остается
непривлекательной деревяшкой. Но отделка поверхности — это не просто придание
изделию декоративной выразительности и законченности. Это также защита
поверхности дерева от старения. Если не покрыть дерево защитной пленкой, оно
рано или поздно станет таким же, как неокрашенный забор или деревянная изба.
Под действием атмосферы и солнца все породы деревьев становятся серыми и
невыразительными. Приятно видеть на выставке резьбу из липы, отшлифованную,
ничем не покрытую, светлую и матовую. Но это только для выставки и для
неопытного глаза, В домашнем быту даже от потных рук, от вытирания пыли
поверхность такой поделки испортится, не говоря уже о случайном попадании на
нее влаги, жира, масла. Посереет и потускнеет она и сама по себе от времени.
Художественная обработка древесины должна вестись с учетом ее
цвета после покрытия маслом, лаком (иногда — носком), а сама поделка —
выполняться из расчета сохранности на годы и века. С такой мерой
ответственности и нужно ее выполнять, не считаясь с потраченным трудом и
временем.
Отделка поверхности включает в себя шлифовку, т. е.
выравнивание поверхности, полировку ее и нанесение защитного, а вместе с этим и
декоративного покрытия. Иногда перед покрытием делается тонирование древесины
или локальная коррекция цвета. Тонирование поверхности изделия (искусственное
изменение полностью или частично его тона, цвета) — вопрос особый, требующий от
мастера знаний хотя бы основных требований технологии лаков и красок, а также
красителей. В меру стоящих перед нами задач мы рассмотрим этот вопрос ниже.