Конструктивное решение этой рамки (см. рис. 5 вклейки)
вызвано габаритами бруска хорошей древесины, где сам ее объем призван играть
определенную декоративную роль. В результате рамка выглядит глубокой и
массивной при небольших размерах «в свету», т. е. площади помещаемого в нее
изображения.
Однако, определяя соотношения длины и ширины рамки, мастер
сталкивается с проблемой: если внешние ее размеры принять, например, в
классической пропорции золотого сечения, то внутренний ее силуэт при одной
ширине всех сторон окажется сильно вытянутым, что не всегда бывает оправдано
для вертикального расположения рамки. С целью устранить это несоответствие
поперечные стороны рамки взяты более широкими, причем нижняя будет шире
верхней. Подробно о расчете пропорций, в том числе и данной рамки, будет
сказано в последней главе книги. Здесь мы познакомимся лишь с техникой резьбы.
Она относительно проста и может быть легко усвоена начинающим резчиком, хотя
потребует от мастера владения некоторыми приемами столярных работ.
После установления размеров внешнего и внутреннего силуэта
рамки определяется форма сечения ее долевых и поперечных сторон (рис. 69),
размеры фальцев (выемки на обратной стороне рамы под картину). Внутренний
силуэт выреза в рамке должен быть особенно четким, поэтому выемку древесины для
его образования нужно планировать с ее обратной стороны, где такой же строгой
должна быть и разметка. Обратная сторона заготовки предварительно плоско
обрабатывается, а боковые грани выравниваются строго под прямым углом к лицевой
и к тыльной сторонам.
С точки зрения минимальных затрат времени и энергии,
целесообразно начать работу с засверливания замкнутого ряда отверстий по
периметру внутреннего каркаса. Они делаются сверлом (5—б мм в диаметре) насквозь
бруска с небольшим запасом на обработку, а главное с целью не выйти при
сверлении за линию контура наружу. Отверстия должны быть как можно ближе одно к
другому, сверло направляется вертикально, а заготовка располагается на
горизонтальной плоскости и подложенной под нее доске. Небольшое отклонение
сверла от вертикальной линии допустимо не только за счет линии контура), но и
за счет расширяющейся к лицевой стороне выемки в раме.
С помощью того же сверла и дрели можно довести прорез по
периметру до сплошного, если затем, когда весь ряд отверстий будет просверлен,
направлять сверло под углом на соединение одного отверстия с другим, а то и с
третьим, и с четвертым. Образовавшиеся вследствие этого небольшие перемычки
можно потом убрать или тем же сверлом, в меру, чтобы не сломать его, давая ему
радиальные усилия, или с помощью прямой стамески, опасаясь при этом сколов по
косослою, особенно с тыльной стороны.
Вынутый таким образом брусочек внутреннего размера рамки
позволяет приступить к заваливанию ее сторон уже с лицевой поверхности. Сначала
древесина снимается с поперечных сторон рамки с помощью прямой стамески и
киянки в направлении внутрь рамки, т. е. вдоль волокон древесины. Только после
расширения этих поверхностей влево и вправо (доведения до границы с боковыми
поверхностями) можно снимать древесину с долевых сторон рамки, каждый раз
наблюдая за направлением волокон, чтобы избежать скола за контур намеченной
формы профиля. Сначала в работе может быть применен топорик, но чем ближе к
пределу, тем больше следует полагаться на нож, направление резков которого
будет меняться в зависимости от склада Текстуры дерева.
Снимая древесину с лицевой стороны, не следует забывать о
постепенном принятого запаса (отступа внутрь от уточнении, вплоть до совершенно
строгого, прямолинейного и особенно прямоугольного силуэта окна, выходящего на
тыльную сторону рамки. Эта сторона должна быть обработана начисто в первую
очередь, и ею диктуется наклон обрабатываемых поверхностей в направлении к
лицевой стороне. Поверхности подправляются ножом по всему периметру, однако
заключительное выравнивание делается напильниками, сначала драчевыми, затем
личными.
Контроль обработки ведется не только по плавности
заоваливаемой поверхности с помощью шаблонов (их будет три) или на глаз, но и с
помощью линеечек соответствующей длины, прикладываемых по всей поверхности
вдоль по ее образующим (параллельно стороне контура рамки). Третий контроль —
линия пересечения заоваленных поверхностей (четыре линии на углах рамки): при
рассматривании ее вдоль она должна казаться прямой, т. е. лежать в одной
плоскости.
Наружная часть заоваленной поверхности, на которую
впоследствии будет нанесен рельефный резной узор, должна быть плоской: полоса
шириной 20—25 мм составит единую плоскость по всему периметру рамки.
Шлифовать и полировать заоваленную поверхность лучше после
выполнения всей резьбы, так как в процессе дальнейшей работы возможны царапины
и повреждения обработанной поверхности, которые придется исправлять, снимая
часть древесины со всей данной стороны, а то и по всему периметру.
Рельефная резьба по кромке рамки может быть любой. В
предлагаемом на рис. 5 вклейки варианте она выполнена с помощью дрели и
сферических фрез (вогнутой и выпуклой), а также с помощью полукруглых и плоских
стамесок. Подобранный фон резьбы отчеканен затем большим гвоздем с закругленным
кончиком. виноградной кисти (см. рис. 1 вклейки), но резки должны быть более
мелкими.
Сделанная таким образом рамка вследствие ее массивности,
глубины и четко проработанной поверхности требует и помещения в нее какой-то
нестандартной вещи. В первую очередь это должна быть миниатюра, выполненная в
теплых тонах, расширяющих гамму древесины (например, красной), скорее всего, в
сторону ярких, горячих тонов. Здесь может быть и тонкий набор из соломки, например
на фоне кожи, чеканка, полированный узор на камне, маркетри (пейзаж или
натюрморт), миниатюра маслом или акварелью и др.