В этом разделе автор обращается с советами к читателю,
резчику по дереву или маркетристу, который хочет в своей работе достигнуть
подлинного мастерства, научиться выполнять свои изделия на высоком художествен-
ном уровне. достижение этой цели невозможно без изучения опыта и уровня
мастерства предыдущих поколений. По выражению академика Д. С. Лихачева,
«культура — это память», т. е. преемственность всего, что было ранее достигнуто
человечеством. Отсюда возникает необходимость постоянного изучения этого
наследия в искусстве, а также школы, правил, называемых иногда законами
красоты. Не случайно Леонардо да Винчи, опубликовавший вместе с монахом Лукой
Пасьоли в «Чудесных пропорциях» правила золотого сечения, называл их
секретными: они давали в руки художнику профессиональное оружие.
Подходя с вопросом как сделать к произведению резьбы по
дереву, мастер должен в первую очередь помнить о материале — дереве. Нужно
знать его свойства, возможности. Прочность и надежность дерева на удар,
давление, возможность восстановления сколов путем склеивания позволяют резчику
решиться на такие горельефные или ажурные резные изделия, которые нельзя
сделать, например, гипсовой отливкой, из камня, мрамора и т. д. древесина
позволяет также прибегать к тонкому рисунку гравировки. Мы уже говорили, что
различие в цвете в одном и том же куске дерева или сходных породах древесины
ставит перед резчиком кроме общих задач по композиции формы также и задачу
цветовой композиции (подробнее об этом будет сказано ниже).
Большие объемы ствола, а также возможность сращивания двух
или нескольких кусков дерева (а для этого тоже есть правила) позволяют решиться
на крупногабаритные работы. Красивая текстура древесины, неповторимая игра ее
красок, искрение, блеск потребуют от мастера по дереву умения выигрышно
использовать в своей работе эти данные, т. е. обращать внимание на отделку
поверхности, не губить ее цвет неумелым искусственным «совершенствованием» в
виде морений и протрав. Этот вопрос важен и для маркетриста, и для резчика.
Будем помнить: история развития искусства неоднократно
свидетельствовала, что всякое насилие над материалом противоестественно,
приводит к эрзацу, к натянутому подражанию. Каждая порода древесины имеет
присущие ей преимущества перед другими породами, и эти положительные качества
должен умело использовать резчик, а не под- гонять их под свойства «чужой»
породы (тонирование всей поделки, например). Также и в целом резьба по дереву
имеет свои отличительные черты, обусловленные материалом — древесиной. Поэтому
в резьбе по дереву нельзя неосмысленно копировать орнаменты или сюжеты,
выполненные в металле, мраморе, в пластичном материале. И наоборот, многое, что
можно сделать в дереве, трудно или неосуществимо для выполнения в ином материале.
Будем помнить также непреложный закон искусства о единстве
формы и содержания. Но форма — это и есть художественно оформленный материал, из
которого сделано произведение искусства. Целесообразность использования именно
данного материала в изделии воспринимается эстетически, и зрительно всегда
будет претить подгонка одного материала под другой или техника работы,
подогнанная под «чужую» технику.
С другой стороны, отрицательные качества древесины:
подверженность влиянию атмосферы, влаги, порча насекомыми, растрескивание,
возможность сгорания и др.— требуют знания правил защиты древесины,
соответствующей обработки ее поверхности, правильной технологии в работе. Все
эти аспекты относятся к профессиональному умению, как работать именно с
деревом. Но есть общие законы пластического искусства, без знания которых
мастер по дереву не может рассчитывать на создание высокохудожественного
изделия. Ниже мы познакомимся с некоторыми из них, но не с намерением изучить
их полностью, так как это невозможно в объеме данного изложения, а, скорее,
познакомимся со стоящими перед нами задачами.
Сначала читателю предлагается обзор видов резьбы по дереву и
знакомство с терминологией, принятой в обработке древесины.