В этом разделе вниманию читателя предлагается несколько
эскизов для выполнения изделий из дерева, которые могут заинтересовать резчика,
имеющего уже достаточную практику.
На рис. 112 показан общий вид столика работы современного
китайского мастера. Он выполнен из целого отреза ствола дерева большого
диаметра. Характер изделия позволяет высказать предположение, что его легче
сделать из сырой древесины, так как при ее усыхании не будет возникать больших
деформирующих напряжений на растрескивание. Технология работы зависит от рода
древесины, а также от инструмента, которым располагает резчик. Если древесина
прямослойная и легко скалывается вдоль (ель, сосна, липа, береза, осина,
тополь), то можно удалить всю ее массу от центрального отверстия чурака к
периферии скалыванием и срезанием до нужной толщины внешнего слоя. Здесь
потребуются длинные сверла для получения центрального отверстия, большая
полукруглая стамеска на длинной ручке и киянка.
Если же дерево свилеватое, не поддающееся отщеплению слоями
или крупными кусками, то удаление всей центральной массы древесины будет
тяжелым, непроизводительным трудом. В этом случае лучше начать работу снаружи
вырезанием по нанесенному рисунку формы ветвей переплетений стола, а затем
отрезать их (каждую порознь или группами — как удобнее) от центрального массива
вплоть до полного отделения всей оболочки стола. Следующий эскиз (рис. 113)
дает изображение декоративного блюда или тарелки, выполненной в ажурной резьбе
по мотивам каслинского чугунного литья. Технически данная поделка не
представляет большой сложности, но она требует аккуратности и терпения, а также
налаженных операций в сверлении отверстий перед их обработкой ножом, резцами,
напильниками, надфилями, шкурками.
Спинка канапе, предлагаемая на рис. 115, требует не только
умелых рук, но и достаточного опыта для изготовления мебели, так как здесь
нужно решить вопрос привязки спинки к ножкам, конструирования их формы, обеспечения
надежной прочности и т. д. Нелегкой проблемой представляется и поиск материала,
т. е. ровных, без сучков, досок, стыковка их по шву на нагелях (деревянных
шпильках) или крепление с задней стороны поперечными накладками (кроме брусков,
переходящих в ножки) и др.
Такой же серьезный и длительный труд предполагается для
выполнения облицовочных панелей комнаты, пример которых показан на рис. 34
вклейки. Зато комната с таким оформлением приобретет исключительно парадный
вид. Как видно из рисунка, работа рассчитана на мастера художника или резчика,
работающего в содружестве с художником. Поскольку для декора комнаты
потребуется несколько таких панелей, их характер должен быть продуман (все
одинаковые или различные), т. е. должна быть решена общая композиция каждой
стены в отдельности и всей комнаты в целом. Во взаимосвязи с этим определяется
и характер живописных работ, фон между панелями (хорошая ткань, например).
Предполагается, что резьба будет выполняться опытным
резчиком, поэтому он сам определит технические приемы для ее реализации.
На рис. 114 показан эскиз настольной композиции. Это
технически несложная поделка, но она требует умения обращаться не только с
деревом, но и с металлом. Здесь необходимо продумать крепление рыб в заданном
композицией ракурсе с помощью полированных металлических (лучше бронзовых)
полос водорослей. Оставляется на усмотрение автора поделки ее назначение: будет
ли она использована для канцелярских принадлежностей, или как основа лампы, или
для других целей. Соответственно может быть изменена или дополнена композиция.