ХАРАКТЕРИСТИКА ВИДОВ РЕЗЬБЫ ПО ДЕРЕВУ. ЭЛЕМЕНТЫ РЕЗЬБЫ. ТЕРМИНОЛОГИЯ
Резьбу по
дереву по ее виду и технике исполнения трудно разделить на строгие,
отличающиеся друг от друга группы и дать им точное название или определение.
Поэтому количество видов и подвидов резьбы по дереву в литературе еще не
устоялось, также и названия имеют иногда синонимы, а иногда и противоречия. для
резчика по дереву это большого значения не имеет, он применяет тот или иной вид
или прием резьбы в зависимости от своего художественного замысла. Наша задача
здесь заключается в том, чтобы познакомить самодеятельного резчика с наиболее
распространенными названиями видов резьбы и с их характеристикой.
Чаще всего
резьбу подразделяют на пять-шесть видов: плосковыемчатая, плоскорельефная,
рельефная, прорезная, скульптурная, комбинированная.
1.
Плосковыемчатая резьба по названию происходит от двух характеристик: плоскость
и выемки, сделанные на ней. Основной ее признак — контуры в виде выемок,
которыми обрисовываются фигуры изображения, или иные, четко ограниченные выемки
на поверхности. Она подразделяется на два подвида:
геометрическую
и контурную.
Геометрическая
резьба. В ней изображаемые фигуры имеют геометрическую форму и выполняются, как
правило, в виде прямолинейных и дугообразных элементов. К геометрической также
относится резьба, где признак контурности может отсутствовать, но элементы
резьбы носят явно выраженный геометрический характер: кубики, крестики, ромбики
в виде выемок, ноготки, треугольники и т. д. (рис. 138).
Элементы геометрической
резьбы (по рис. 138).
1.
Треугольники треугольные углубления. Сначала прорезается сквозная линия всех
оснований треугольников с наклоном резака, затем делаются боковые срезы.
2.
Треугольники с зубчиками. Средняя линия зубчика (линия надколки) делит угол
между основанием треугольника и боковой стороной пополам.
3. Ромбы.
два ряда треугольников с сомкнутыми вершинами.
4. Цепочка.
два ряда треугольников с сомкнутыми основаниями.
5. Витейка.
Мелкие треугольники в два ряда, как в ромбах, но со смещением одного ряда на
полшага.
6. Змейка.
два ряда треугольников, как в змейке, но один ряд вдвинут в другой.
7. Елочка.
два ряда разных по размеру треугольников.
8. Елочка.
Ряд маленьких треугольников п. 7 заменен на ноготки — полу- круглые вырезы.
10.
Сколышки. Комбинация треугольников, вписанных рядами в большой треугольник или
ромб. Сначала прорезаются с наклоном резака сквозные линии контура, а затем
параллельные им линии.
11. Чешуйка
прямая. Сначала прорезаются сквозные линии сетки без наклона резака, затем
делаются вырезы сторон каждой чешуйки.
12. Глазки.
С наклоном на обе стороны от средней линии делаются резаком сквозные прорезы, образующие
грани выступающего ребра глазков. Потом
делаются
вырезы полукруглой стамеской.
13.
Фонарики. Режутся канавки сетки, затем — одиночные глазки долевого и
поперечного направлений. От глазков отходят прорезные поперечные канавки лучей.
Лесенка
простая. Сначала делаются все надрезы с одной стороны.
Лесенка
обрезная. Лента надрезается с обеих сторон, и сверху прорезается глубокая
линия. Режется лесенка, затем она обрезается снизу.
15. Лесенка
с зубчиками прямая. Сначала надкалываются зубчики, после чего режется лесенка.
Лесенка с
зубчиками наклонная. Образует вид двухзаходной винтовой линии.
16. Кустики.
Полуглазки в сочетании с бусами (спаренными треугольниками).
17. Соты.
Сочетание рядов углублений в виде четырехугольной пирамиды вершиной вниз.
Сначала прорезаются сквозные линии, параллельные сторонам ромба с наклоном
резака в 50°. Потом вырезается каждый ромбик отдельно носком резака или ножа.
18. Кубики.
Пересекающиеся лесенки. Резаком, с наклоном в 30°, режутся стороны ромба,
затем, с наклоном в 50°, прорезаются более глубокие канавки одного и второго
рядов попеременным приемом пяткой или носком вперед. 19. Сияние с зубчиками.
20. Сияние
обрезное (по контуру).
Контурная
резьба включает в себя ВИДЫ резьбы, где контурная обрисовка изображаемых фигур
линией-выемкой резко выражена (рис. 139). Чаще всего это бывают изобразительные
мотивы: анималистические (фигуры животных) и растительные, но могут быть мотивы
и геометрической формы (иногда нет резкой разницы между геометрической и
контурной резьбой). Сюда же относится и контурная резьба в виде тонких, часто
очень узорных линий, называемая гравировкой (см. рис. 141).
Плосковыемчатая
резьба вследствие своей четкости и жесткости контуров применяется для
декорирования слабо освещенных мест. В некоторых случаях геометрическая резьба
при многократном повторении одинаковых элементов имеет интересную игру граней,
создает кружевной узор. 2. Плоскорельефная резьба. Название получила оттого,
что фигуры изображения, оставаясь в основном плоскими, не только обрисованы
выемкой по контуру, но и обработаны по краям, что создает иллюзию рельефа.
Является развитием контурной резьбы. Подвиды этой резьбы следующие.
а) Резьба с
заоваленным контурами (иногда ее называют резьбой с завальными контурами от
слов «завалить», «закруглить»). Со стороны орнамента контурная линия (канавка)
закругляется более круто, а со стороны фона более полого. Это дает интересную
игру светотени (рис. 140, 6).
б)
Заоваленная резьба с подушечным фоном — то же самое, что и заоваленная резьба,
но фон ее нигде не остается плоским, иногда он несколько ниже уровня плоскости
орнамента.
в)
Заоваленная резьба с подобранным фоном. Контуры орнамента такой резьбы
заовалены, а фон выбран (углублен) до плоскости так, что орнамент кажется
наложенным на плоскость. Иногда фон для контраста чеканится (см. рис. 140, г и
141).
г)
Рельефно-заоваленная резьба. Фон резьбы заовален, но орнамент не плоский, а
обработан рельефно (см. рис. 140).
3. Рельефная
резьба. Рельефной называется резьба, где изображение является выпуклым по
отношению к фону и полностью художественно обработано в пределах глубины фона.
Рельеф называется вогнутым, если изображение углублено по отношению к фону.
Рельефная резьба подразделяется на барельеф и горельеф.
а) Барельеф
— низкий рельеф, в котором выпуклое изображение выступает над поверхностью фона
не более чем на половину своего объема (см. рис. 1, 35 вклейки).
б) Горельеф
— высокий рельеф, в котором выпуклое изображение выступает над поверхностью
фона более чем на половину своего объема (рис. 142).
4. Прорезная
резьба — это резьба на деревянном слое любой формы, где элементы изображения
взаимно связаны и вместо фона окружены прорезами. В зависимости от формы и обработки
поверхности сквозную резьбу можно представить как плоскорельефную или
Рельефную
прорезную резьбу принято называть ажурной, особенно если она искусно и тонко
сделана, как кружево («ажурная» в переводе с французского означает «сквозная»)
(см. рис. 86).
Если
прорезная резьба наклеена или смонтирована каким-либо другим способом на
поверхности основы (изделия), она называется накладной или наклейной (см. рис.
88 и 13 вклейки).
5.
Скульптурная резьба — это художественно обработанная со всех сторон объемная
фигура, полностью или в основной массе оторванная от фона (см. рис. 33
вклейки).
6.
Комбинированная резьба (рис. 143) — это резьба, включающая в себя детали или
элементы основных видов резьбы, изложенных выше, а также иные формы, в том
числе и перечисленные далее (см. также рис. 13, 21, 24 вклейки). Резчик
работает в основном в технике комбинированной резьбы.
К
перечисленным видам резьбы добавим еще некоторые понятия и названия,
встречающиеся в практике резьбы. Домовая резьба применяется для украшения деревянных
построек. Крупные формы и обозрение такой резьбы с расстояния оправдывают
применение в качестве инструмента для ее выполнения топора, пилит, долот,
стамесок, сверл, а также накладок из реек, дощечек и т. д. По исполнению может
быть прорезной, рельефной, объемной (рис. 144).
Витье —
чередование винтовых выступов и впадин, вырезаемых на поверхности вращения
детали цилиндрической, конической, сферической, купольной. Витье может
выполняться в одну нитку, в две, три и более ниток (см. колонну на рис. 13
вклейки, а также рис. 195 и 196).
Кривые —
кривые, изогнутые детали, обработанные со всех сторон: ножки мебели, опоры,
бра, консоли и др.
Профильные
работы — вырезанные по контуру поделки или только снаружи, или и снаружи, и
внутри: стенки и кронштейны полочек, спинки прялок и т. д. (рис. 145).
Глухая
резьба — рельефная домовая резьба, выполненная не в виде накладной прорезной
резьбы, а на целиковом материале (см. рис. 144) (по типу: отверстие не
сквозное, а глухое).
Теперь
познакомимся с некоторыми терминами, которые встречаются и в практике резьбы по
дереву, и в специальной литературе.
Акант —
травянистое растение с фигурными листьями. В стилизованном виде акант
применялся для декорирования в архитектуре и резьбе по дереву во все времена и
в различных стилях (см. рис. 103).
Амур: 1)
древнеримский бог любви (соответствует греческому Эроту),
изображавшийся
в виде крылатого мальчика с луком и стрелами; 2) ангел;
3)
изображение обнаженного ребенка в искусстве (рис. 146).
Архитектоника:
1) строительное искусство; 2) художественное выражение закономерностей строения
или соединения деталей предмета (рис. 147, 148), например, соединение
деревянных деталей шурупами и гвоздями будет нетектоническим, а на шипах или
цапфах тектоническим.
Атлант
(аналогия: см. Кариатида):
1) в
греческой мифологии титан Атлас, поддерживающий небесный свод;
2) мужская
статуя в роли колонны в мебели или зданиях.
Балясина —
элемент балюстрады (ограждения лестниц, террас, балконов) в виде резного
столбика (рис. 149).
Бусы: 1)
кант, тонкая полоска из шаров и продолговатых элементов (рис. 150); 2) набор
одинаковых элементов в резной полосе геометрической резьбы (см. рис. 138).
Венок —
круглый или прямолинейный растительный орнамент, иногда обвитый лентой,
включающий фрукты, иные элементы (рис. 151). Винтовая: линия, поверхность,
резьба — см. с 223.
Выразительные
искусства — см. Пластические искусства.
Галтель (от
нем. «выемка», «желобок»): 1) скругление внутренних или внешних углов; 2)
профиль в форме желобка — см. Профиль; 3) столярный фигурный рубанок для
выстругивания профиля галтели.
Грифон -
фантастическое животное: крылатый лен с головой орла (иногда льва), ушами
лошади и спинным плавником рыбы. В декоративном искусстве встречается в
видоизменениях.
Гротеск —
орнамент, в котором декоративные и изобразительные мотивы (растения, животные,
маски, формы человека) представлены в причудливой форме (рис. 153, 154).
Гусек —
профиль, состоящий из вогнутой и выгнутой дуги (см. рис. 161).
дельфин —
стилизованное изображение рыбы в орнаменте, фризе и т. д. (рис. 155).
Дракон —
фантастический образ крылатого, иногда многоголового огнедышащего змея (рис. 156).
Изобразительные
искусства — см. Пластические искусства. Кабриоль — изогнутые мебельные
ножки.
Калевка: 1)
фигурный профиль; 2) фигурный рубанок для получения калевки.
Камея (рис.
157 и рис. 36 вклейки) — небольшое овальное или круглое изображение с выпуклым
рельефом, обычно из камня (с вогнутым рельефом — инталия, камеи и инталии
называют геммами).
Каннелюры —
вертикальные желобки на колонне или пилястре, примыкающие друг к другу.
Капитель
колонны — верхняя выступающая часть колонны.
Кариатида
(аналогия: см. Атлант) — колонна в форме женской статуи.
Карниз
горизонтальная выступающая полоса, часто фигурная или резная, защищающая сверху
стену или окно от дождя, или полоса, делящая стену на пропорции. В мебели
карниз делается на границе крышки и боковых стенок (рис. 158).
Кима
(набегающая волна) — украшение в виде каймы на карнизе.
Консоль —
выступ в стене; кронштейн, служащий опорой, а также для размещения на нем
украшений. Примыкающий к стенке столик (рис. 41 вклей ки).
Крабб
(готика) — деталь в виде стилизованных листьев или цветов, образующих
зубчатообразный вертикальный или наклонный фриз (рис. 159).
Купол — см.
с. 221.
Луковичная
глава см. с. 221.
Масверк —
см. с. 241.
Маска: 1) в
рисунке и живописи — лицо человека; 2) в архитектуре и резьбе — стилизованное
или гротескное лицо или голова человека.
Маскарон —
маска, декоративный рельеф в виде лица человека.
Меандр —
геометрический орнамент, имеющий вид непрерывной кривой ломаной линии. Получил
название от извилистой реки в Малой Азии (в настоящее время — река Б. Мендерес
в Турции) (рис. 160).
Медальон: 1)
изображение в круглом или овальном обрамлении; 2) круглая или овальная
ювелирная коробочка для хранения портрета, реликвии.
Напильники —
подразделяются по числу насечек на 1 см:
драчевые
(4,5—12), личнiе (13—26), бархатные и надфили (42—80).
Неизобразительные
искусства — см. Пластические искусства.
Овал, Овоид,
Орнамент — см. с. 221 и с. 241.
Патина: 1)
пленка на поверхности изделия, образующаяся под действием атмосферы и времени
или специальной обработкой; 2) налет на поверхности произведения искусства,
говорящий о его благородной старине.
Пилястра —
плоский вертикальный выступ стены.
Пластика: 1)
то же, что скульптура; 2) лепка
скульптуры из пластичного материала.
Пластические
искусства — ВИДЫ искусства, воспринимаемые зрением, называемые также
пространственные искусства. Они делятся на изобразительные искусства (живопись,
скульптура, графика, фотография), воспроизводящие реальный мир, и
неизобразительные или выразительные искусства (архитектура, декоративно-прикладное
искусство, художественное конструирование). Резкой разница между этими частями
пластического искусства нет. Такая область, как орнамент или плакат, пользуется
как изобразительными, так и неизобразительными мотивами. В живописи и рисунке
также встречаются элементы неизобразительного творчества. Резьба по дереву,
маркетри, интарсия, относящиеся к пластическому Искусству, могут примыкать как
к одной, так и к другой его ветви, в зависимости от характера изображения и
включаемых мотивов.
Профиль: 1)
вид лица или предмета сбоку; 2) то же, что силуэт, например профиль окна, ниши;
3) поперечное сечение длинной детали типа рейки, балки, карниза и т. д. (рис.
161).
Разживка —
нанесение на резьбу,
обычно
плоскорельефную, дополнительных украшений в виде гравировки, канавок, сетки и
др. Разживка всегда делается более мелко, чем линии контура (см. рис. 141 и
143).
Раппорт —
см. с. 242. Ремешок — ленточный орнамент в виде узкой полоски (см. рис. 17
вклейки).
Рог
изобилия: 1) в греческой мифологии рог козы Амалфеи, вскормившей своим молоком
Зевса; обладал волшебным свойством давать все, что пожелает его владелец; 2)
источник изобилия, богатства; 3) декоративный элемент всех стилей, начиная с
древних римлян (рис. 162).
Розетка,
Розета — см. с. 241.
Сирена: 1) в
греческой мифологии полуптица-полуженщина; сирены завлекали моряков своим
пением и губили
их.
Станковое
искусство — род изобразительных искусств, произведения которых носят самостоятельный
характер и не имеют прямого декоративного или утилитарного назначения (в
живописи — картины, в скульптуре — статуи, бюсты, группы, станковые рельефы, в
графике эстампы, станковые рисунки). Название происходит от станка, на котором
создаются произведения искусства: мольберт, скульптурный станок.
Стёка — см.
рис. 225.
Стела —
вертикально стоящая каменная плита с надписью или изображением.
Стилизация:
1) свободное, с вольным трактованием, подражание какому-либо стилю; 2)
обобщенное изображение реальных предметов, например с целью получения узоров (в
орнаментах) или читаемых символов (в плакатах).
Стиль —
общие черты художественного решения, а также творческого подхода в отдельном
произведении искусства, или в произведениях отдельного автора, или целых эпох,
художественных направлений и т. д.Стусло — см. рис. 104. Текстура дерева, древесины — естественный рисунок
породы дерева, обусловленный его анатомическим строением.
Тектоническая
конструкция — см. Архитектоника.
Ус.
Соединение на ус — соединение двух реек рамы или каркаса под прямым углом со
спиливанием каждого конца из них под углом 45° (рис. 163 и 164).
Фальц —
прямоугольная выборка с тыльной стороны рамы, каркаса, доски щита. Квадратная
выемка на половину толщины доски называется четверть (обычно служит для
соединения досок друг с другом: сплачивание, настил).
Фестон —
провисающая гирлянда из листьев, цветов, фруктов.
Фиала, фиал
— наконечник колонны, сосуда, стойки в форме заостренной башенки (рис. 165 и
166).
Филенка: 1)
тонкая доска или фанера, вставленная в паз дверной рамы, спинки стула и т. д.;
2) часть двери, пилястры, какого-либо поля, обведенная рамкой или углубленная.
Филенки иногда бывают резными (рис. 167).
Фриз —
орнаментальная полоса, идущая по кромке мебели или стены.
Фурнитура —
вспомогательные, подсобные материалы. В резьбе по дереву в фурнитуру могут
входить: накладные металлические элементы декора, петли и накладки на замочные
скважины дверей, ключи, застежки крышек альбомов и т. д. (рис. 168). Стиль и
характер фурнитуры увязываются в ком- позиции с резьбой.
Химера: 1) в
греческой мифологии чудовище с головой и шеей льва, туловищем козы и хвостом
дракона; порождение стоглавого огнедышащего чудовища Тифона и
полуженщины-полузмеи Эхидны; 2) фантастическое чудовище.
Цезура —
пропуск, интервал, пустота. Цоколь — нижняя, выступающая опорная часть здания
или массивная опора, заменяющая ножки в мебели (может быть и углубленной).