Форма входа

Приветствую Вас Гость!

Поиск

Друзья сайта


    Avon в Украине

    Наш опрос

    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 358

    Статистика

    Главная » Статьи » Резьба по дереву » Творческие задачи мастера по дереву

    ХАРАКТЕРИСТИКА ВИДОВ РЕЗЬБЫ ПО ДЕРЕВУ. ЭЛЕМЕНТЫ РЕЗЬБЫ. ТЕРМИНОЛОГИЯ

    Резьбу по дереву по ее виду и технике исполнения трудно разделить на строгие, отличающиеся друг от друга группы и дать им точное название или определение. Поэтому количество видов и подвидов резьбы по дереву в литературе еще не устоялось, также и названия имеют иногда синонимы, а иногда и противоречия. для резчика по дереву это большого значения не имеет, он применяет тот или иной вид или прием резьбы в зависимости от своего художественного замысла. Наша задача здесь заключается в том, чтобы познакомить самодеятельного резчика с наиболее распространенными названиями видов резьбы и с их характеристикой.

    Чаще всего резьбу подразделяют на пять-шесть видов: плосковыемчатая, плоскорельефная, рельефная, прорезная, скульптурная, комбинированная.

    1. Плосковыемчатая резьба по названию происходит от двух характеристик: плоскость и выемки, сделанные на ней. Основной ее признак — контуры в виде выемок, которыми обрисовываются фигуры изображения, или иные, четко ограниченные выемки на поверхности. Она подразделяется на два подвида:

    геометрическую и контурную.

    Геометрическая резьба. В ней изображаемые фигуры имеют геометрическую форму и выполняются, как правило, в виде прямолинейных и дугообразных элементов. К геометрической также относится резьба, где признак контурности может отсутствовать, но элементы резьбы носят явно выраженный геометрический характер: кубики, крестики, ромбики в виде выемок, ноготки, треугольники и т. д. (рис. 138).

    Элементы геометрической резьбы (по рис. 138).

    1. Треугольники треугольные углубления. Сначала прорезается сквозная линия всех оснований треугольников с наклоном резака, затем делаются боковые срезы.

    2. Треугольники с зубчиками. Средняя линия зубчика (линия надколки) делит угол между основанием треугольника и боковой стороной пополам.

    3. Ромбы. два ряда треугольников с сомкнутыми вершинами.

    4. Цепочка. два ряда треугольников с сомкнутыми основаниями.

    5. Витейка. Мелкие треугольники в два ряда, как в ромбах, но со смещением одного ряда на полшага.

    6. Змейка. два ряда треугольников, как в змейке, но один ряд вдвинут в другой.

    7. Елочка. два ряда разных по размеру треугольников.

    8. Елочка. Ряд маленьких треугольников п. 7 заменен на ноготки — полу- круглые вырезы.

    9. Куличики. Контуры ромбов — канавки; куличики — спаренные треугольники (бусьт) долевого и поперечного расположения.

    10. Сколышки. Комбинация треугольников, вписанных рядами в большой треугольник или ромб. Сначала прорезаются с наклоном резака сквозные линии контура, а затем параллельные им линии.

    11. Чешуйка прямая. Сначала прорезаются сквозные линии сетки без наклона резака, затем делаются вырезы сторон каждой чешуйки.

    12. Глазки. С наклоном на обе стороны от средней линии делаются резаком сквозные прорезы, образующие грани выступающего ребра глазков. Потом

    делаются вырезы полукруглой стамеской.

    13. Фонарики. Режутся канавки сетки, затем — одиночные глазки долевого и поперечного направлений. От глазков отходят прорезные поперечные канавки лучей.

    14. Лесенка плоская. Треугольники, соединенные прорезными линиями поперек ленты.

    Лесенка простая. Сначала делаются все надрезы с одной стороны.

    Лесенка обрезная. Лента надрезается с обеих сторон, и сверху прорезается глубокая линия. Режется лесенка, затем она обрезается снизу.

    15. Лесенка с зубчиками прямая. Сначала надкалываются зубчики, после чего режется лесенка.

    Лесенка с зубчиками наклонная. Образует вид двухзаходной винтовой линии.

    16. Кустики. Полуглазки в сочетании с бусами (спаренными треугольниками).

    17. Соты. Сочетание рядов углублений в виде четырехугольной пирамиды вершиной вниз. Сначала прорезаются сквозные линии, параллельные сторонам ромба с наклоном резака в 50°. Потом вырезается каждый ромбик отдельно носком резака или ножа.

    18. Кубики. Пересекающиеся лесенки. Резаком, с наклоном в 30°, режутся стороны ромба, затем, с наклоном в 50°, прорезаются более глубокие канавки одного и второго рядов попеременным приемом пяткой или носком вперед. 19. Сияние с зубчиками.

    20. Сияние обрезное (по контуру).

    Контурная резьба включает в себя ВИДЫ резьбы, где контурная обрисовка изображаемых фигур линией-выемкой резко выражена (рис. 139). Чаще всего это бывают изобразительные мотивы: анималистические (фигуры животных) и растительные, но могут быть мотивы и геометрической формы (иногда нет резкой разницы между геометрической и контурной резьбой). Сюда же относится и контурная резьба в виде тонких, часто очень узорных линий, называемая гравировкой (см. рис. 141).

    Плосковыемчатая резьба вследствие своей четкости и жесткости контуров применяется для декорирования слабо освещенных мест. В некоторых случаях геометрическая резьба при многократном повторении одинаковых элементов имеет интересную игру граней, создает кружевной узор. 2. Плоскорельефная резьба. Название получила оттого, что фигуры изображения, оставаясь в основном плоскими, не только обрисованы выемкой по контуру, но и обработаны по краям, что создает иллюзию рельефа. Является развитием контурной резьбы. Подвиды этой резьбы следующие.

    а) Резьба с заоваленным контурами (иногда ее называют резьбой с завальными контурами от слов «завалить», «закруглить»). Со стороны орнамента контурная линия (канавка) закругляется более круто, а со стороны фона более полого. Это дает интересную игру светотени (рис. 140, 6).

    б) Заоваленная резьба с подушечным фоном — то же самое, что и заоваленная резьба, но фон ее нигде не остается плоским, иногда он несколько ниже уровня плоскости орнамента.

    в) Заоваленная резьба с подобранным фоном. Контуры орнамента такой резьбы заовалены, а фон выбран (углублен) до плоскости так, что орнамент кажется наложенным на плоскость. Иногда фон для контраста чеканится (см. рис. 140, г и 141).

    г) Рельефно-заоваленная резьба. Фон резьбы заовален, но орнамент не плоский, а обработан рельефно (см. рис. 140).

    3. Рельефная резьба. Рельефной называется резьба, где изображение является выпуклым по отношению к фону и полностью художественно обработано в пределах глубины фона. Рельеф называется вогнутым, если изображение углублено по отношению к фону. Рельефная резьба подразделяется на барельеф и горельеф.

    а) Барельеф — низкий рельеф, в котором выпуклое изображение выступает над поверхностью фона не более чем на половину своего объема (см. рис. 1, 35 вклейки).

    б) Горельеф — высокий рельеф, в котором выпуклое изображение выступает над поверхностью фона более чем на половину своего объема (рис. 142).

    4. Прорезная резьба — это резьба на деревянном слое любой формы, где элементы изображения взаимно связаны и вместо фона окружены прорезами. В зависимости от формы и обработки поверхности сквозную резьбу можно представить как плоскорельефную или

    Рельефную прорезную резьбу принято называть ажурной, особенно если она искусно и тонко сделана, как кружево («ажурная» в переводе с французского означает «сквозная») (см. рис. 86).

    Если прорезная резьба наклеена или смонтирована каким-либо другим способом на поверхности основы (изделия), она называется накладной или наклейной (см. рис. 88 и 13 вклейки).

    5. Скульптурная резьба — это художественно обработанная со всех сторон объемная фигура, полностью или в основной массе оторванная от фона (см. рис. 33 вклейки).

    6. Комбинированная резьба (рис. 143) — это резьба, включающая в себя детали или элементы основных видов резьбы, изложенных выше, а также иные формы, в том числе и перечисленные далее (см. также рис. 13, 21, 24 вклейки). Резчик работает в основном в технике комбинированной резьбы.

    К перечисленным видам резьбы добавим еще некоторые понятия и названия, встречающиеся в практике резьбы. Домовая резьба применяется для украшения деревянных построек. Крупные формы и обозрение такой резьбы с расстояния оправдывают применение в качестве инструмента для ее выполнения топора, пилит, долот, стамесок, сверл, а также накладок из реек, дощечек и т. д. По исполнению может быть прорезной, рельефной, объемной (рис. 144).

    Витье — чередование винтовых выступов и впадин, вырезаемых на поверхности вращения детали цилиндрической, конической, сферической, купольной. Витье может выполняться в одну нитку, в две, три и более ниток (см. колонну на рис. 13 вклейки, а также рис. 195 и 196).

    Кривые — кривые, изогнутые детали, обработанные со всех сторон: ножки мебели, опоры, бра, консоли и др.

    Профильные работы — вырезанные по контуру поделки или только снаружи, или и снаружи, и внутри: стенки и кронштейны полочек, спинки прялок и т. д. (рис. 145).

    Глухая резьба — рельефная домовая резьба, выполненная не в виде накладной прорезной резьбы, а на целиковом материале (см. рис. 144) (по типу: отверстие не сквозное, а глухое).

    Теперь познакомимся с некоторыми терминами, которые встречаются и в практике резьбы по дереву, и в специальной литературе.

    Акант — травянистое растение с фигурными листьями. В стилизованном виде акант применялся для декорирования в архитектуре и резьбе по дереву во все времена и в различных стилях (см. рис. 103).

    Амур: 1) древнеримский бог любви (соответствует греческому Эроту),

    изображавшийся в виде крылатого мальчика с луком и стрелами; 2) ангел;

    3) изображение обнаженного ребенка в искусстве (рис. 146).

    Архитектоника: 1) строительное искусство; 2) художественное выражение закономерностей строения или соединения деталей предмета (рис. 147, 148), например, соединение деревянных деталей шурупами и гвоздями будет нетектоническим, а на шипах или цапфах тектоническим.

    Атлант (аналогия: см. Кариатида):

    1) в греческой мифологии титан Атлас, поддерживающий небесный свод;

    2) мужская статуя в роли колонны в мебели или зданиях.

    Балясина — элемент балюстрады (ограждения лестниц, террас, балконов) в виде резного столбика (рис. 149).

    Бусы: 1) кант, тонкая полоска из шаров и продолговатых элементов (рис. 150); 2) набор одинаковых элементов в резной полосе геометрической резьбы (см. рис. 138).

    Венок — круглый или прямолинейный растительный орнамент, иногда обвитый лентой, включающий фрукты, иные элементы (рис. 151). Винтовая: линия, поверхность, резьба — см. с 223.

    Выразительные искусства — см. Пластические искусства.

    Галтель (от нем. «выемка», «желобок»): 1) скругление внутренних или внешних углов; 2) профиль в форме желобка — см. Профиль; 3) столярный фигурный рубанок для выстругивания профиля галтели.

    Геридон — столик на одной ножке (рис. 152).

    Герма — четырехугольная колонна, завершающаяся скульптурой головы, первоначально — головой Гермеса.

    Грифон - фантастическое животное: крылатый лен с головой орла (иногда льва), ушами лошади и спинным плавником рыбы. В декоративном искусстве встречается в видоизменениях.

    Гротеск — орнамент, в котором декоративные и изобразительные мотивы (растения, животные, маски, формы человека) представлены в причудливой форме (рис. 153, 154).

    Гусек — профиль, состоящий из вогнутой и выгнутой дуги (см. рис. 161).

    дельфин — стилизованное изображение рыбы в орнаменте, фризе и т. д. (рис. 155).

    Дракон — фантастический образ крылатого, иногда многоголового огнедышащего змея (рис. 156).

    Изобразительные искусства — см. Пластические искусства. Кабриоль — изогнутые мебельные

    ножки.

    Калевка: 1) фигурный профиль; 2) фигурный рубанок для получения калевки.

    Камея (рис. 157 и рис. 36 вклейки) — небольшое овальное или круглое изображение с выпуклым рельефом, обычно из камня (с вогнутым рельефом — инталия, камеи и инталии называют геммами).

    Каннелюры — вертикальные желобки на колонне или пилястре, примыкающие друг к другу.

    Капитель колонны — верхняя выступающая часть колонны.

    Кариатида (аналогия: см. Атлант) — колонна в форме женской статуи.

    Карниз горизонтальная выступающая полоса, часто фигурная или резная, защищающая сверху стену или окно от дождя, или полоса, делящая стену на пропорции. В мебели карниз делается на границе крышки и боковых стенок (рис. 158).

    Кима (набегающая волна) — украшение в виде каймы на карнизе.

    Консоль — выступ в стене; кронштейн, служащий опорой, а также для размещения на нем украшений. Примыкающий к стенке столик (рис. 41 вклей ки).

    Крабб (готика) — деталь в виде стилизованных листьев или цветов, образующих зубчатообразный вертикальный или наклонный фриз (рис. 159).

    Купол — см. с. 221.

    Луковичная глава см. с. 221.

    Масверк — см. с. 241.

    Маска: 1) в рисунке и живописи — лицо человека; 2) в архитектуре и резьбе — стилизованное или гротескное лицо или голова человека.

    Маскарон — маска, декоративный рельеф в виде лица человека.

    Меандр — геометрический орнамент, имеющий вид непрерывной кривой ломаной линии. Получил название от извилистой реки в Малой Азии (в настоящее время — река Б. Мендерес в Турции) (рис. 160).

    Медальон: 1) изображение в круглом или овальном обрамлении; 2) круглая или овальная ювелирная коробочка для хранения портрета, реликвии.

    Напильники — подразделяются по числу насечек на 1 см:

    драчевые (4,5—12), личнiе (13—26), бархатные и надфили (42—80).

    Неизобразительные искусства — см. Пластические искусства.

    Овал, Овоид, Орнамент — см. с. 221 и с. 241.

    Патина: 1) пленка на поверхности изделия, образующаяся под действием атмосферы и времени или специальной обработкой; 2) налет на поверхности произведения искусства, говорящий о его благородной старине.

    Пилястра — плоский вертикальный выступ стены.

    Пластика: 1) то же, что скульптура;  2) лепка скульптуры из пластичного материала.

    Пластические искусства — ВИДЫ искусства, воспринимаемые зрением, называемые также пространственные искусства. Они делятся на изобразительные искусства (живопись, скульптура, графика, фотография), воспроизводящие реальный мир, и неизобразительные или выразительные искусства (архитектура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование). Резкой разница между этими частями пластического искусства нет. Такая область, как орнамент или плакат, пользуется как изобразительными, так и неизобразительными мотивами. В живописи и рисунке также встречаются элементы неизобразительного творчества. Резьба по дереву, маркетри, интарсия, относящиеся к пластическому Искусству, могут примыкать как к одной, так и к другой его ветви, в зависимости от характера изображения и включаемых мотивов.

    Пластичность — выразительность объемной формы; гармония, изящество.

    Профиль: 1) вид лица или предмета сбоку; 2) то же, что силуэт, например профиль окна, ниши; 3) поперечное сечение длинной детали типа рейки, балки, карниза и т. д. (рис. 161).

    Разживка — нанесение на резьбу,

    обычно плоскорельефную, дополнительных украшений в виде гравировки, канавок, сетки и др. Разживка всегда делается более мелко, чем линии контура (см. рис. 141 и 143).

    Раппорт — см. с. 242. Ремешок — ленточный орнамент в виде узкой полоски (см. рис. 17 вклейки).

    Рог изобилия: 1) в греческой мифологии рог козы Амалфеи, вскормившей своим молоком Зевса; обладал волшебным свойством давать все, что пожелает его владелец; 2) источник изобилия, богатства; 3) декоративный элемент всех стилей, начиная с древних римлян (рис. 162).

    Розетка, Розета — см. с. 241.

    Сирена: 1) в греческой мифологии полуптица-полуженщина; сирены завлекали моряков своим пением и губили

    их.

    Станковое искусство — род изобразительных искусств, произведения которых носят самостоятельный характер и не имеют прямого декоративного или утилитарного назначения (в живописи — картины, в скульптуре — статуи, бюсты, группы, станковые рельефы, в графике эстампы, станковые рисунки). Название происходит от станка, на котором создаются произведения искусства: мольберт, скульптурный станок.

    Стёка — см. рис. 225.

    Стела — вертикально стоящая каменная плита с надписью или изображением.

    Стилизация: 1) свободное, с вольным трактованием, подражание какому-либо стилю; 2) обобщенное изображение реальных предметов, например с целью получения узоров (в орнаментах) или читаемых символов (в плакатах).

    Стиль — общие черты художественного решения, а также творческого подхода в отдельном произведении искусства, или в произведениях отдельного автора, или целых эпох, художественных направлений и т. д.  Стусло — см. рис. 104. Текстура дерева, древесины — естественный рисунок породы дерева, обусловленный его анатомическим строением.

    Тектоническая конструкция — см. Архитектоника.

    Ус. Соединение на ус — соединение двух реек рамы или каркаса под прямым углом со спиливанием каждого конца из них под углом 45° (рис. 163 и 164).

    Фальц — прямоугольная выборка с тыльной стороны рамы, каркаса, доски щита. Квадратная выемка на половину толщины доски называется четверть (обычно служит для соединения досок друг с другом: сплачивание, настил).

    Фестон — провисающая гирлянда из листьев, цветов, фруктов.

    Фиала, фиал — наконечник колонны, сосуда, стойки в форме заостренной башенки (рис. 165 и 166).

    Филенка: 1) тонкая доска или фанера, вставленная в паз дверной рамы, спинки стула и т. д.; 2) часть двери, пилястры, какого-либо поля, обведенная рамкой или углубленная. Филенки иногда бывают резными (рис. 167).

    Фриз — орнаментальная полоса, идущая по кромке мебели или стены.

    Фурнитура — вспомогательные, подсобные материалы. В резьбе по дереву в фурнитуру могут входить: накладные металлические элементы декора, петли и накладки на замочные скважины дверей, ключи, застежки крышек альбомов и т. д. (рис. 168). Стиль и характер фурнитуры увязываются в ком- позиции с резьбой.

    Химера: 1) в греческой мифологии чудовище с головой и шеей льва, туловищем козы и хвостом дракона; порождение стоглавого огнедышащего чудовища Тифона и полуженщины-полузмеи Эхидны; 2) фантастическое чудовище.

    Цезура — пропуск, интервал, пустота. Цоколь — нижняя, выступающая опорная часть здания или массивная опора, заменяющая ножки в мебели (может быть и углубленной).

    Категория: Творческие задачи мастера по дереву | Добавил: Lobzik (15.10.2010)

    Просмотров: 7025 | Комментарии: 8 | Рейтинг: 4.8/5 |
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *: