Форма входа

Приветствую Вас Гость!

Поиск

Друзья сайта


    Avon в Украине

    Наш опрос

    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 358

    Статистика

    Главная » Статьи » Резьба по дереву » Творческие задачи мастера по дереву

    КОМПОЗИЦИЯ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

    Какой бы долгой и разносторонней практикой ни обладал резчик, он не сумеет даже за целую жизнь на собственном опыте и ошибках освоить тот знаний, который накоплен в веках многими поколениями. Весь этот опыт человечества собран в теории искусства. Композиция — один из основных, главных вопросов этой теории. Знать, что такое композиция, уметь применять ее законы и принципы в работе — значит действовать осознанно, целенаправленно, с уверенностью в правильности выбранного пути. Композиция в прикладном искусстве, в частности в резьбе по дереву, и в теории и в практике вопрос очень сложный. Во многих аспектах он сложнее, чем композиция в изобразительном искусстве. Композиция прикладного искусства базируется на правилах, выработанных в изобразительном искусстве, но она их расширяет, дополняет, хотя и не использует весь их арсенал. Поэтому изучение композиции во всех учебных промышленно-художественных заведениях начинается с рисунка и живописи. Легче и нам на примерах общедоступных произведений изобразительного творчества понять многие вопросы композиции.

    Лучше начать знакомство с ней с перечисления ее основных принципов (здесь под принципами понимаются исходные положения, способы достижения цели): целостность, соподчинение, соразмерность, равновесие, единство. Именно эти принципы отражаются в следующем определении композиции: построение такого произведения, когда составляющие его части взаимно увязаны друг с другом, а каждая часть подчинена целому, так же как и все целое связано с каждой из его частей. Но это определение не является исчерпывающим, поэтому в обобщенной форме иногда представляют композицию как построение произведения с использованием всех выразительных средств, направленных на образное, художественное решение данной темы.

    Именно, развертывая смысловое значение основных принципов композиции и знакомясь с другими художественными средствами ее реализации, можно не только понять композицию в целом, но и применять указанные правила в своей творческой работе. Прежде чем познакомиться подробнее с отдельными приемами в композиции, охарактеризуем ее основные принципы. Целостность — это в первую очередь вопрос необходимости и достаточности художественных средств и художественного выражения для раскрытия темы: лаконичными, простыми приемами, понятными зрителю, когда в картине нет ничего лишнего и не возникает желание что-либо добавить или убрать. К лаконичности изобразительных средств примыкает и прием «недосказанности», позволяющий зрителю включить- ся в анализ темы картины и представить своим воображением (а оно будет более образным) событие до и после изображенного момента. Этим затрагивается еще одна сторона композиционного приема — протяженность во времени. Соподчинение. Любая картина должна иметь свой композиционный центр, совпадающий со смысловым центром (идеей, темой). Все остальное построение картины и в плоскости и в глубину (планы) подчинено композиционному центру, помогает раскрытию темы.

    Соразмерность. Это вопрос пропорций, размеров, масштабности как главных фигур, так и второстепенных. Начинается он с определения размеров, формата картины и кончается всем плоскостным и глубинным построением, имея в виду выделение главного. При этом используются приемы перспективы, изоляции, цезуры (цезура это пропуск, интервал, пустота), ритмики, линейной композиции. Все это согласуется со всеми остальными принципами ком- позиции.

    Равновесие. Включает в себя зрительное равновесие в кадре картины размещенных фигур, цветовых или контрастных пятен и т. д. Оно достигается приемами симметрии, золотого сечения, отношения по принципу музыкальных чисел, ритмики, образной геометрии и др. Единство это

    принцип, связывающий все остальные принципы композиции, включающий понятие единства и противоположности во взаимосвязи ее отдельных частей (см. первое определение композиции).

    Расшифруем отдельные, использованные выше понятия, а также познакомимся с некоторыми другими формами художественного выражения в композиции.

    Недосказанность — это один из величайших и действенных факторов в искусстве. Часто художник изображает в картине не кульминационный момент события, а предшествовавший ему или последующий. Пример этого мы видим в картине И. Репина «Иван Грозный и его сын Иван», или Н. Ге «Выход Христа после тайной вечери», или В. Сурикова «Утро стрелецкой казни» и др.

    Контрастность присуща любому произведению пластического искусства. Под контрастностью понимаются: сопоставление хроматических (световых) площадей картины по принципу дополнительных цветов или противопоставление светлых площадей темным (очень часто в отношении 1:2), холодных тонов — теплым; противопоставление синтезирующий мест, насыщенных деталями или фигурами,— свободному пространству (непрерывность и разрыв); крупнорельефных форм — мелкорельефным (в скульптуре, резьбе) или резной поверхности — гладкой; крупных фигур — мелким; фигуры — фону, статики людей — их динамике и т. д.

    Но должного звучания контрастность достигает при наличии нюансов и переходов. Так, художники-импрессионисты, добиваясь полного звучания хроматических сочетаний и стараясь меньше смешивать краски, прибегали тем не менее к так называемой модуляции, когда цветовые мазки создавали целую рос- сыпь переходов от одного цвета к его дополнительному, от зоны теплых тонов — к холодным. Те же нюансы рефлексов полутеней присущи и передаче формы с помощью светотени. Такой же принцип наблюдается, когда художник избегает максимальной контрастности, насилующей глаз, а использует ослабленный контраст, варьируя его вплоть до сближенных тонов, что называется иногда «культурой цвета». Например, для красного цвета можно считать целую зону контрастных цветов от синего до желтого, где максимум контрастности, т. е. дополнительный цвет будет зеленый.

    Аналогия — это другая форма взаимосвязи элементов композиции, выражающаяся в их повторении, чередовали линейная величин, акцентов. Если в строгих орнаментах такое чередование бывает выражено в точном повторении элементов или мотивов изображения по законам симметрии, то в станковой живописи, иногда и в резном орнаменте, эта строгость не соблюдается. Повторяемость выражается в аналогии, схожести, что получило в последнее время название ритмики. Такую повторяемость мы встречаем и в контурах силуэтов фигур или голов фигур, в складках одежды, в чередующихся близких по тону цветовых пятнах или акцентах освещения, в динамичном ритме цезур и т. п. другие формы художественного решения при построении композиции будут рассмотрены отдельно.

    Заканчивая этот раздел, отметим, что композиция подразделяется на три вида: фронтальную, глубинно-пространственную и объемно-пространственную. Под первой подразумевается плоскостная композиция, применяемая в декоративно-прикладном искусстве, в том числе в маркетри. Глубинно-пространственная это композиция картины станковой живописи. Третий вид — композиция в скульптуре, имеющая трехмерность. Мы остановимся подробнее на композиции картины станковой живописи, лежащей в основе двух других, и выделим две ее стороны: линейную и цветовую композицию.

    Категория: Творческие задачи мастера по дереву | Добавил: Lobzik (16.10.2010)
    Просмотров: 2351 | Рейтинг: 5.0/3 |
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *: