МАРКЕТРИ С УТОЧНЕННЫМ ЦВЕТОМ ФАНЕРОК (РАБОТА ПО ЛИЦЕВОЙ ПОВЕРХНОСТИ)
Выше уже упоминалось, что цвет древесины сильно изменяется
после обработки поверхности набора в маркетри и покрытия ее лаком. При
серьезной работе маркетрист как художник не будет удовлетворен процессом набора
почти вслепую, когда настоящая цветовая композиция маркетри появится перед ним
только после полировки лакового покрытия, а точнее — после того, как древесина
под действием света и иных факторов устоится в цвете. Последнее замечание
особенно относится к некоторым красным породам дерева, например акажу. Цвет
акажу после нескольких месяцев темнеет в такой степени, что в сравнении с буком
из более светлого превращается в более темный. На рис. 28 вклейки можно видеть
темно- красные стрелы солнечных лучей, набранные из акажу, которые в момент
набора были яркими, светло-розовыми. Такие досадные огрехи заставляют иногда
предпринимать переделки в законченной работе: соскабливать в этом месте слой
лака, делать замену частей набора и заново полировать.
Указанные недостатки можно почти полностью ликвидировать,
если набор в маркетри вести из фанерок, уже предварительно слегка отшкуренных и
покрытых двумя -тремя слоями лака. В том случае, когда нужны будут иные цвета фанерок,
предварительно не покрытых лаком, это можно сделать непосредственно перед их
подборкой и наклеиванием.
Таким образом, работа превращается в визуальный мозаичный
набор. Как и в живописи, она требует более длительного времени (например, на
работу с пейзажами, приведенными на рис. 29 и 18 вклейки, потребовалось по
три-четыре месяца), обязательной замены часто неоднократной, ранее найденных
участков цвета на новые того, как будут выполнены в цвете соседние. Здесь будет
действовать известный в живописи принцип отношения цвета: цвет данного участка
зависит от цветового окружения (о цветовой композиции см. с. 236).
Правда, указанный прием вызовет технические затруднения в
наклеивании набора на основу, а также большую жесткость фанерок при резании, но
эти трудности преодолимы. После того как набор маркетри скреплен обычными
бумажными подклейками с обратной стороны, его наклеивают лицевой стороной на
плотную бумагу (например, чертежную) с помощью резинового клея. Бумажные
наклейки после этого счищаются, и набор наклеивается счищенной стороной, как
обычно, на основу. В этом случае изображение после наклейки остается прямым, а
не обратным, что также имеет свои преимущества при работе. Перед наклеиванием
набора на основу надо внимательно просмотреть его поверхность и, если нужно,
прошкурить фанерки с проникшим через них лаком.
Наклеенная резиновым клеем бумага легко снимается, набор
выравнивается шлифовкой и обрабатывается так же, как было описано выше.
Возможные при этом посветления отдельных фанерок объяснимы: со временем они
вернут тот цвет, который имели в момент набора (если, конечно, они были покрыты
лаком задолго до набора).
Практика работы описываемым методом показывает, что доводку и
коррективы приходится делать и после того, как набор, наклеенный на основу,
отшлифован и покрыт первым слоями лака: где-то ушла грязь, где-то более четко
выявилась текстура древесины — все это потребует нового согласования цветовых
пятен. Но такая корректировка будет незначительной.