Применение маски лица человека или головы животного обогащает
творческий выбор резчика, хотя и усложняет задачу композиционной увязки маски с
остальной резьбой, ее связь с сюжетом, стилем. Под стилем мы будем здесь
подразумевать не определенное направление эгтохи с его характерными чертами,
как, например, рококо, барокко, ампир и др., а выдержанньий с начала до конца
принятый характер резьбы и подачи художественной формы в данном изделии, взаимосвязь
его отдельных частей, элементов и целостность общего впечатления от
художественного решения, т. е. то, что называется общностью образной системы.
Это как раз та задача, которая редко удается целиком и большим мастерам. Поиск
ее является постоянным и ди скульптора, и для художника. О ней надо помнить и
начинающему резчику по дереву.
Ниже мы рассмотрим несколько композиций с использованием
маски или головы животного, причем возьмем не только примеры, где имеется
удачное решение образной системы с точки зрения ее общности, но и укажем на
некоторые ошибки в других композициях, которые можно было бы не допустить в процессе
замысла и поиска художественной формы.
добавим к сказанному, что более подробно с композицией в
резьбе по дереву мы познакомим читателя в последнем разделе книги, где также
расскажем, что при выполнении рассматриваемых видов резьбы маски или головы
животных не изображаются реалистично, так как они являются в данном случае
элементами декора изделия. Поэтому их черты обобщаются, иногда утрируются,
иногда упрощаются — подчиняются общей форме поделки и ее композиции, что
называется стилизацией. Предварительное знакомство с этими понятиями нам
потребуется для правильного понимания разбора приводимых ниже примеров. Однако
читатель, желающий грамотно подходить к поставленной перед собой задаче резьбы
по дереву, должен изучить и материал, где разбираются все связанные с ней
вопросы.
На рис. 80 показан эскиз вазы, ком позиция которой
заимствована из Павловского дворца-музея, где она сделана из порфира с
бронзовыми накладками. Конструкция вазы позволяет выполнить ее также из двух
контрастных пород древесины с накладной резьбой светлого тона. Форма и
правильно взятые относительно вазы пропорции козлиных голов, удачно найденный
изгиб рогов органически дополняют и обогащают силуэт самой вазы, причем рога
зритель- но воспринимаются как ее ручки (элемент стилизации, о котором
говорилось выше). С другой стороны, строгая ваза из темной древесины является
как бы носителем и фоном для накладных деталей из светлого дерева. Выполненные
в мелкорельефной резьбе, эти детали смотрятся как дорогие украшения, специально
для которых как будто и создан фон в виде вазы. Резчик, заимствующий для себя
сюжет этой вазы, должен принять во внимание вышесказанное, а так же учесть и
тот фактор, что пластически резная поверхность накладных деталей решена
по-разному, но в целом создает единый, богатый ансамбль.
Решая вопрос о креплении элементов накладной резьбы, лучше
надеяться на деревянные штифты, чем на клей.
Дадим несколько советов и по изготовлению корпуса вазы
(любой) в домашних условиях. Небольшая по размерам ваза может состоять из двух частей
(корпуса и крышки), обе детали полые для лучшей сохранности от растрескивания.
для большой вазы выемка полости будет представлять трудность, поэтому лучше
нижнюю часть ее сделать приставной, стянув при сборке с дном корпуса
посредством вкладыша из многослойной фанеры (рис. 81), а сам корпус выполнить
сквозным полым. Если удастся сделать стенки вазы достаточно тонкими, то она может
быть в этом случае изготовлена из сырого дерева, что облегчит резьбу и при
правильной сушке избавит поделку от трещин. Для удобства обработки внутренней
поверхности (полости) вазы с двух концов, отверствие в дне корпуса, через
которое проходит стяжной болт, может быть значительно расширено. Монтаж
накладной резьбы нужно делать только на окончательно высохшую вазу с отделанной
поверхностью. О подгонке поверхностей соприкосновения накладных деталей мы уже
рассказывали выше.
Ваза, изображенная на рис. 82, выполнена в стиле народной
грузинской резьбы. Силуэты голов баранов даны условно с упрощенными и
укрупненными формами. Здесь интересной является идея сомкнутых рогами голов
баранов, но остается возможность для улучшения общего композиционного ансамбля.
Так, к недостатку композиции можно отнести
Разно масштабность и противоречивость в характере изображения
голов баранов и орнамента на вазе.
Композиция маски, показанная на рис. 83, удачно решена с
учетом материала (т. е. древесины) для ее выполнения. Хорошо выявленный рельеф
во всех деталях позволяет использовать для работы древесину любых пород, в том
числе и хвойных. Кольцо в пасти этого мифического существа может быть выполнено
рельефом непосредственно на самой заготовке, а может быть и вмонтировано как отдельная
деталь из дерева или другого материала (например, бронзы), если его утилитарным
назначением будет ручка вазы или дверцы. Но в этом случае потребуется иное
композиционное решение с учетом других деталей, окружающих маску.
Подчеркнутая стилизация и условность формы делают
изображаемую маску сходной с орнаментом: округленные, спиралеобразные и
повторяющиеся по форме раковины ассоциируются с рогами и ушами, две ветви в
виде бороды переплетаются, как гирлянды, и заканчиваются когтистыми лапами, что
их делает похожими на мохнатые ноги. Верхняя часть гривы решена как герб или
эмблема и может быть использована так же целесообразно.
Композиция строго уравновешена, хотя и асимметрична. Резчик,
решившийся ее выполнить, должен точно соблюдать контур и пропорции маски,
увидеть обобщающие композиционные линии, подчеркивающие ритмику и
орнаментальность в форме ее элементов (более подробный разбор композиции дан на
с. 247).
Не менее интересна с точки зрения стилизации голова грифона,
показанная на рис. 84. Рисунок заимствован из иллюстраций поделок
древнегреческой культуры 18 в. до н. э. Но изображенная на ней головка по
четкости и смелости обобщения формы вполне соответствует современному
прикладному искусству. Надеемся, что резчику представится возможность использовать
ее как деталь в своей композиции или в качестве идеи для развития аналогичного
сюжета.
Еще один объект древней культуры (на этот раз мексиканской)
изображен на рис. 85. И ОПЯТЬ МЫ видим обобщение и стилизацию в изображении
маски. Четкость силуэта (благодаря глазным вырезам) и простота изготовления
делают ее доступной для начинающего резчика. Ее можно изготовить и как часть
декора домовой резьбы, например из дуба, древесины, не боящейся влаги.
Недостаток в резьбе дубовой древесины — пористость здесь легко преодолевается
благодаря крупным формам маски.
Остановимся на техническом решении конструкции изделия,
показанного на рис. 26 вклейки, где маски являются также частью его декора. Это
основание серванта, который представляет декоративно облицованную прямоугольную
часть обычного книжного шкафа. Характер декора потребовал в первую очередь
нарушить прямолинейность очертаний ящика, для чего его ребра снабжены фигурными
резными накладками. Таким образом, крышка наращена нависающими спереди и с
боков фигурными планками. Они прикреплены с помощью деревянных штифтов, забитых
на столярном клею в отверстия, просверленные в планках и бортах крышки.
Полукруглые головки этих штифтов несколько выступают внутри сферических выемок
планки и играют декоративную роль.
Крышка сверху облицована: в центре — овальный набор маркетри,
по периферии — лучеобразные полосы чередующихся пород древесины. Их тон затем
объединен и углублен натуральной морилкой. Витой рант светлого материала
(фанерка) по переднему борту крышки врезан на место по принципу интарсии, т. е.
после фанеровки крышки.
Угловые вертикальные накладки имеют прямоугольный паз под
угол коробки серванта. Они прикреплены изнутри шурупами к боковым стенкам, а
средняя вертикальная накладка к первой открывающейся створке. Створки имеют
вместо петель вертикальные оси вращения на некотором расстоянии от угловых
кромок, чтобы при открывании дверок эти кромки не контактировали с резными
накладками, а уходили внутрь серванта.
дверцы облицованы фанеркой красного дерева и протонированы
натуральной ореховой морилкой. Резные орнаменты на них сделаны из красного
дерева и бука, близкого по тону к красному дереву. Маркетри орнаментов на
дверцах выполнены на сферической поверхности (подробнее об этом см. в
соответствующем разделе).
декоративные головы козлов (см. рис. 26 вклейки)
приспособлены по рисунку и по форме так, что они огибают прямой угол ножки
серванта. Внутри них сделана соответствующая выемка. Они не являются несущей
конструкцией и не касаются пола.
Маски, использованные в оформлении, проработаны по сюжету,
размеру и рисунку таким образом, чтобы они были связаны с остальной резной
поверхностью накладок, являлись их органическим завершением или центральной
частью каждой локальной композиции. Так, винтовые нитки и канавки накладных НЫХ
планок воспринимаются как продолжение волос или бороды в масках, обрамление
мелких масок в кадре маркетри увязывается и с прямым, и с повернутым (к
зрителю) положением маски. Головы козлов изменены по отношению к оригиналу не
только с учетом очертания прямого угла серванта, но и с точки зрения надежности
конструкции: рога не оторваны от головы, а вырезаны в целом куске поделки.
Несколько не вяжется с общим ансамблем резьба провисающих
снизу гирлянд. Она должна иметь более мелкий и четко проработанный рисунок.
Боковые стенки рассматриваемого изделия требуют еще декора с помощью резных
накладных деталей в стиле украшения створок, но не повторяющие их.
В заключение рассмотрим еще одну поделку (рис. 8—11 вклейки),
где маски животных (также фигуры животных) являются частью декора изделия из
дерева. Здесь начинающий резчик может воспользоваться примером изготовления
вазы и подставки к ней. Что касается статуэтки женщины, то для ее изготовления
требуется умение скульптора или художника, поэтому мы остановимся только на
технической стороне выполнения поделки.
Статуэтка и ваза сделаны в основном ножом. Материалом
послужил один брус эвкалипта квадратного сечения. Размер этого сечения по
диагонали использован для линии локтей статуэтки. Он приблизительно равен также
радиусу чаши вазы, выполненной из четырех срезов бруска и склеенных вместе. Все
выступающие части вазы приклеены: голова льва, ящерка, орел, имитация камней,
полусферы на основании и т. д.
Разноречивая форма животных в резьбе для такой, внешне
симметричной, вазы увязан тремя кольцами одного размера и расположенными на
одном уровне. Именно расположение этих колец явилось основанием для выбора
мотивов в фигурах животных, которые для практики в резьбе и в композиции
выбраны различными, так же как и резьба самих колец, выполненных отдельно от
фигур животных (о равновесии и зрительной симметрии см. с. 242), Крепление
кольца в пасти льва сделано с помощью вставных клыков, два других — заведены в
отверстия как разрезанные и пружинящие кольца. Впоследствии одно из них
пришлось после раскола склеить и подстраховать стяжкой из такого же цвета
нитки, про. пущенной через отверстия в его кончиках и через рот ящерки. Это
позволяет сделать вывод о непродуманности конструкции кольца и его крепления.
Применение бисера и бусинок для инкрустации нижней части вазы
себя не оправдало, хотя аналогичный опыт с использованием бисера для
инкрустации павлина оказался положительным. Это говорит еще раз о том, что
внедрение в рельефную резьбу по дереву другого материала требует большой
осторожности и опыта. На первых порах лучше от него воздержаться.
Четырьмя опорами для овальной подставки вазы служат: на
лицевой стороне — завитки орнамента, на задней — две пары желудей (см. рис. 11
вклейки). Все резные детали обрамления подставки наклеены на фанерованную
вырезку от крышки стола.
Первоначально поделка была задумана как остов настольной
лампы. С этой целью конструктивно предусмотрено место для полой стойки под
абажур с электропроводкой. Стойка при вертикальном направлении должна проходить
в локтевой изгиб правой руки статуэтки с опорой в плечо.
Чаша вазы (верхняя ее часть) склеивалась из четырех деталей
после их полной предварительной обработки: сначала излишек древесины спиливался
пилой, затем выдалбливался стамеской, Окончательно дно чаши отциклевывалось
после склеивания.
Три нижние детали вазы соединены бронзовым винтом,
пропущенным через основание и ножку и ввинченным в верхнюю деталь — опору чаши.
Опора прикреплена к чаше четырьмя шурупами с отпиленными концами так, чтобы они
не прошли насквозь донышка чаши. Эти же шурупы гарантируют и соединение четырех
склеенных частей вазы.