Лимонное дерево издав на применялось в резьбе как одна из
ценнейших и благородных пород. Но небольшие сечения ствола и ветвей позволяли
использовать его в изделиях только ограниченных размеров. Рама, приведенная на
рис. 12 вклейки, изготовлена поэтому наборной из отдельных резных деталей,
смонтированных на овальном основании из 6-миллиметровой фанеры. Такая сборная
конструкция дала возможность применить большую маневренность в поисках
композиционного решения. В результате в рассматриваемой раме геометрическая
четкость овальной линии нарушена не только по внешнему ободу, но и по
внутреннему контуру. С этой целью сделаны наплывающие на поле картины очерки
виноградных кистей и листьев. Однако витой шнур из лозы между ними строго
держит геометрическую форму, даже не овала, а эллипса. Этой же цели служит и
внешний витой обод, но с более крупными формами. Симметрия рамы поддерживается
только расположением гроздей винограда, четырьмя листами, огибающими раму
изнутри, и расположением листьев на внешнем ободе. Резьба же каждой из составных
деталей вольная. Это давало возможность поиска различных форм и изгибов листьев
винограда и композиции кистей.
К другим приемам художественной выразительности рамы следует
отнести то, что здесь использован принцип набора деталей, отличающихся по
цвету, но таким образом, чтобы сочетание давало гармонию. Правда, со временем,
с приобретением рамой более глубокого охристого тона, разница в оттенках
сгладилась. Но основная цель, преследовавшаяся этим приемом, была достигнута: осталась
та же игра цвета в изделии, которую мы наблюдаем на цельнорезной поделке, где
древесина меняется по цвету, «живет», что и отличает деревянную поделку от
пластмассовой.
Эта разница деталей в цвете достигается, во-первых, за счет
использования различных оттенков древесины лимона. Так, концы виноградных
кистей темнее и оранжевее, имеется вариация цвета и в наборе самой кисти. Такие
же темные, порою оранжевые тона применены в звеньях внешнего обода рамы.
Особенно глубокий тон древесины, взятой с торца лежалого ствола лимонного
дерева, использован для роз, являющихся замковой цветовой композицией всей
рамы. Несколько лепестков этих роз для усиления тона выполнены из оливы.
Во-вторых, вариация цвета деталей достигалась за счет
различного направления волокон древесины. Таким образом, ягоды винограда,
посаженные на ножку в основу рамы и обращенные торцом к зрителю, имеют более
темный цвет, чем листья. В этом смысле рама может служить примером цветного
рельефного набора, где детали объединены одной цветовой гаммой.
В пластическом отношении композиция рамы построена с
применением стилизации элементов винограда. Более подробно об этом будет
рассказано на с. 248, там же разбирается и вопрос о цветовой композиции в
резьбе на примере описываемой рамы.
Монолитная текстура
лимонной древесины и особенно ее цвет, которые делают похожей поделку из нее на
янтарную, поставили перед автором задачу особой тщательности в обработке формы
деталей и в отделке поверхности резьбы. Розы, являющиеся центральной визуальной
частью рамы (композиционный центр, значение которого описано на с. 233),
сделаны особо тщательно, в технике миниатюрной резьбы. Именно эта техника
«держит» качество и остальной части резьбы, хотя на нее потрачено меньше
времени.
Теперь обратимся к технической стороне выполнения поделки. Для
того чтобы дать игру рельефа крупных форм в раме, под каждый набор виноградной
кисти подложена объемная деревянная подкладка, в которой посверлены отверстия
для ножек центральных, наиболее выступающих виноградинок. Другие, глубже
посаженные шарики крепились непосредственно на фанерной основе. Кроме того,
принятый рельеф рамы (рис. 89) заставил прикрепить по внешнему ободу фанерной
основы дополнительные брусочки из лимонного дерева, чтобы дать опору
поднимающимся к наружному краю листьям и гроздям винограда, которые расположены
также по внешнему ободу изделия.
Следует отметить, что все детали рамы крепятся не только с
помощью клея, но и деревянными штифтами или шурупами, ввинченными с обратной
стороны рамы через соответствующие отверстия в фанерной основе. Там же, где это
удобно и целесообразно, в качестве крепления можно использовать ножки шариков —
ягод винограда.
Монтаж деталей надо продумать так, чтобы места стыка
маскировались третьей деталью. Например, витой внутренний кант составлен из
элементов, прерываемых гроздьями или листьями. Места стыковки звеньев внешнего
обода охвачены листьями винограда.
Стыки маскируются легко, так как листья накладываются один на
другой, некоторые из них вырезаны по два или по три из одной заготовки. Прежде
чем заготовить листья из одной дощечки или планки, необходимо подогнать ее
тыльную сторону и контур под соответствующее место расположения, чтобы
заготовка лежала плотно на основе и закрывала ее поверхность. Отдельные места
разрывов в деталях нужно заполнить или выступающими кончиками листьев, или
отдельными виноградинками. В итоге вся поверхность рамы спереди и с боков
должна представлять собою единую резную поверхность.
На рис. 89 показано крепление к тыльной стороне рамы
основания фигурного листа, являющегося гнездом в виде обоймы, в которую с двух
сторон вставлены концами звенья внешнего обода. Каждое из них сначала
подгоняется по форме эллипса на месте, встык с предыдущим звеном. На нем
размечаются винтовые линии лозы, причем так, чтобы они являлись естественным
продолжением витков предыдущего звена.
Затем делается подгонка отверстия в листе-обойме. При этом
концы звеньев обода лучше несколько утоньшить, а отверстие в листе-обойме
сделать фигурным с учетом винтовых выемок для витков лозы, т. е. выполнить по
возможности более плотную подгонку деталей.
Изготовление ягод винограда в виде шариков с ножками и монтаж
из них грозди описаны ранее (см. с. 80). Это же относится к форме и к методике
выполнения виноградных листьев (см. с. 85), а также построения винтовой линии
для витков лозы или эллипсов (см. с. 224).
В заключение остановимся на последовательности операций при
резьбе рамы. Сначала определяется и строится эллипс по размерам картины, т. е.
по внутреннему контуру витого шнура. С учетом его толщины очерчивается другой
эллипс, несколько больших размеров. Он определяет внутренний очерк фанерной
заготовки для основания рамы. Внешний эллипс этого основания может быть
построен не строго геометрически: он диктуется шириною рамы.
Вырезаются звенья внутреннего витого шнура при точной сверке
их кривизны по бумажной выкройке эллипса. Резьба и полировка поверхности шнура
делаются начисто. Звенья его сажаются на клей на снятую фаску фанерной основы
(см. рис. 89), так, чтобы шнур с одной стороны образовывал вместе с торцевой
кромкой фанерной основы фальц для картины, с другой — ограничивал набор из
виноградных листьев. Концы каждого звена шнура должны быть дополнительно
прикреплены шариками ягод (или краем виноградного листа).
Затем крепятся на клею деревянные бобышки и на них монтируются
грозди. Понятно, что шарики с ножками должны быть предварительно обточены.
Ножки шариков будут служить и штифтами для дополнительной фиксации бобышек на
основе. Также делаются и четыре декоративных листа. Кроме клея они фиксируются
с боков на основе с помощью пограничных ягод гроздей.
Следующая стадия — выполнение из деревянных брусочков
подложек для наращивания толщины внешнего борта рамы. Они могут быть выполнены
из второго сорта древесины лимона. На них монтируются виноградные грозди,
ягоды-шарики, которые служат им дополнительным креплением с основой. После
этого поверхность рамы застилается резными листьями винограда с учетом ее
профиля (см. рис. 89) и подгонки их по месту соприкосновения с основой.
Резьба внешнего обода является заключительной стадией в
конструкции рамы. Остается только декорировать внешнюю боковую сторону рамы
(под ободом). для этого необходимо дать резьбу по подложкам, которые выполнены
для наращивания толщины рамы. Форма резьбы может быть различной, например
выемки и ребра (см. рис. 12 вклейки), лишь бы сделать поверхность рельефной.
Периодически эту резьбу нужно чередовать накладными и вставными виноградными
листьями и группами ягод, т. е. общая отделка рамы должна создавать
впечатление, что она является цельнорезной и вся составлена из элементов
виноградного растения.