Выполнение различных национальных масок, особенно
африканских, является, пожалуй, самым излюбленным мотивом начинающих резчиков.
Объясняется это, очевидно, тем, что маска более всего оживляет, одушевляет мертвое
дерево, что вызывает творческое удовлетворение автора поделки.
Изображение человека (лица, головы, фигуры) в виде купидонов,
мифических героев, сказочных персонажей встречается постоянно и у старых
мастеров резь бы. Будет оно вполне логичным и оправданным и для самодеятельного
резчика по дереву. Но хочется предостеречь начинающего мастера от следующих
ошибок: если он не имеет практики в рисунке, то именно здесь можно допустить
наиболее грубые промахи, о которых он может и не подозревать, но они будут
обязательно причиной низкого художественного уровня его работы. Вот почему
перед выполнением любой маски, даже шаржированной, читателю необходимо на
первых порах хотя бы ознакомиться с рекомендациями, приведенными в последнем
разделе книги.
По этим же причинам полезно начинающему мастеру взять в
качестве мотива для резьбы не одну маску, а композицию какого-либо орнамента с
маской (см. рис. 39). Ниже приводятся некоторые примеры, где маска играет роль
основного композиционного центра.
На рис. 76 изображен дед Мороз в орнаменте снежинки. Учитывая
легкость ее выполнения и то, что она может оказаться одной из первых поделок,
мы остановимся на ее изготовлении подробнее. Основная часть маски (по ее
площади) — шапка и борода Деда Мороза — натура выигрышная для резьбы и
позволяет значительную свободу в действиях резчика. Наиболее трудную в пластике
часть — нос, глазные впадины, выпуклости щек — желательно предварительно
вылепить для тренировки из пластилина. Но и борода, как главное декоративное
украшение маски, должна быть композиционно проработана сначала в рисунке с
учетом расположения прядей средних размеров и тонких прорезей — направлений и
извивов волос. Нужно также обратить внимание на различный характер резьбы
поверхности поделки: гладкое лицо, шапка с крутыми завитками каракуля и местами
с глубокими прорезями их очертаний, воротник с мелкой текстурой меха, борода с
длинными линиями волос и продуманно расположенными извивами, с укрупненными и
рельефно очерченными прядями. Аналогично укрупняют. ся и усиливаются прорези на
бровях, неровности и выпуклости на палке. Иначе говоря, постараться сделать все
резным, но с противопоставлением различных локальных площадей поделки по
технике и характеру резьбы.
Другим противопоставлением в композиции является сама маска и
орнамент фона: криволинейные и глубокорельефные формы маски подчеркиваются
прямолинейной конструкцией снежинки. И только шесть небольших полусфер имеют
задачу связать эти противоречивые формы.
Техника выполнения орнамента — это наклеивание на темный фон
древесины светлых полос, для которых можно использовать: специально нарезанные
и отструганные деревянные рейки (в этом случае лучше сделать рейки треугольного
сечения, чтобы подчеркнуть рельефность и игру светотени), чертежные линейки
светлой древесины, обычную березовую фанерку (шпон или снятый слой от бытовой
фанеры). Конструкция орнамента с учетом рекомендаций на рис. 76 должна быть
предварительно точно построена. Следует обратить внимание на то, что
направление каждого светлого элемента наклеиваемой древесины и направление
других конструктивных линий параллельны одной из сторон шестиугольников.
Поскольку в данной поделке операция наклеивания является
длительной и ответственной, она должна быть предварительно продумана и хорошо
организована, чтобы обезопасить работу, в особенности от затеков клея.
Очевидно, удобным для этого будет клей «Момент-1>, который позволяет
выдержку смазанных им поверхностей до 20 минут. Таким образом, смазав
определенный участок фона клеем «Момент-1>, можно наносить клей
последовательно на 10— 15 заготовленных элементов склеиваемой древесины, а
затем вернуться к приклеиванию первого элемента и т. д. Практика показала, что
фон с этим клеем остается работоспособным и более длительное время, чем 20
минут.
Следует учесть также, что при использовании клея «Момент-1>
в соединениях без нагрузки вторую деталь можно приклеивать и по сырому, что
позволяет делать незначительную коррекцию этой детали на месте. Поскольку
склеиваемые поверхности схватываются сразу же, можно не беспокоиться о
дальнейшей их сушке.
Смазывать поверхность фона клеем <‘Момент-!» нужно тонким
слоем и
лучше всего пальцем, быстро снимая излишек клея, пока он не
начал схватываться. Тонкий слой клея достаточно прозрачен и не будет давать
нежелательных последствий после нанесения на него лака при отделке изделия, т.
е. речь идет о том, что использование клея «Момент-!» позволяет смазывать всю
поверхность фона, а не только места, подлежащие контакту с приклеиваемьтми
деталями.
В случае, если резчик вынужден применять другой клей, придется
отработать и проверить способ приклеивания с нанесением его лишь на поверхность
детали, не трогая фона. Задача при этом заключается в том, чтобы обеспечить
достаточную прочность, но не допустить затеков клея, создать удобство и
быстроту в работе.
Напомним еще раз, что клей «Момент-1>, как и все
органические растворители и клеи на базе их, токсичен.
Характер рельефа орнамента может быть различен. Выгоднее
сделать более выступающими контурные планки (внешние и внутренние) малого
шестиугольника и полусферы большого шестиугольника. Конечно, самой выпуклой,
горельефной резьбой остается сама маска. Если резчик решится отстругать рейки
треугольного профиля, придется заняться срезом на ус поперечных реек для их
точного прилегания к наклонной поверхности долевых реек.
Остается обратить внимание на строгую направленность линий
элементов снежинки, которые нужно чаще выверять с помощью линейки, угольника и
циркуля, на плотную подгонку стыков деталей. Саму маску для легкости и большей
прочности от растрескивания древесины лучше сделать полой с обратной стороны.
Простой в исполнении и достаточно выразительный орнамент с
маской показан на рис. 77. Здесь сначала из брусочка дерева вырезана сама маска
— центральная часть орнамента, а затем по разработанной композиции рисунка сделан
из другой дощечки орнамент. Полученные детали соединены шурупами (можно их
склеить).
Если данная поделка не является частью другого резного
ансамбля, она может быть оформлена как индивидуальная декоративная вещь на
овальную подложку, обтянутую, например, бархатом с узеньким витым кантом по
контуру, выполненным чеканкой по бронзовой фольге или из дерева. В дереве
окантовка может быть в виде резьбы по краю деревянной подложки, если же она
выполнена из фанеры, то на ней хорошо предварительно нарастить кант из
наклеенных полосок фанерки того же сорта, что и сам орнамент, и уже на нем
вести резьбу.
Маска Силена (спутник бога виноградарства диониса) показана
на рис. 7 вклейки. Маска характерна глубокими глазными впадинами и
полузакрытыми глазами добродушного Силена. Основной декоративный орнамент —
гирлянды винограда вокруг головы. Извивы волос бороды должны быть
предварительно отработаны.
Маска выполнена из березового капа. Силен в композиции
использован как условный персонаж для смысловой связи маски старика (легко
выполнимой, декоративной) с орнаментом из виноградных кистей и листьев,
сделанных из бронзовой фольги. Ветви наклеены на фон синтетическим клеем,
грозди прикреплены с помощью полумасляной замазки (можно с достаточной
надежностью посадить их и на невысыхающую восковую замазку). Весь фон для
дополнительной связки покрыт в несколько слоев нитролаком.
Рельеф гроздей сделан на фольге округленным чеканом на торце
деревянного бруска, а затем грозди вырезаны ножницами по намеченному контуру.
Фигурная рамка из той же древесины, что и маска, имеет задачу обобщить композицию.
Поделка подкупает просто. Той изготовления, но имеет и свои композиционные
недостатки. Внедрение в композицию металлических деталей из бронзы является
вынужденной мерой,
Это потребовалось для связи ансамбля с нижней частью двери,
где набор выполнен ранее из керамики и бронзы. Решение всей композиции в дереве
было бы более образным.
Приведенный на рис. 78 профиль женщины может быть выполнен в
миниатюре как камея (из вишни, груши, сандалового дерева или самшита) или как
часть орнамента с добавлением другого резного обрамления.
Интересный
орнамент, а также и маска как центральная часть этого орнамента показаны на
рис. 79. Горельефная резьба крупных элементов и тонкая, четкая резьба деталей
позволяет сделать это изделие в дереве эффектно и выразительно. Пользуясь лишь
одним изображением, резчику, решившемуся на его исполнение, предстоит
основательно поработать над воссозданием невидимой части, тем более что
композиционно орнамент выполнен асимметрично. Хотя техника резьбы этого
орнамента может быть осилена при некотором опыте, выполнение самой маски и
композиционное решение всего орнамента требует знаний художника.