Форма входа

Приветствую Вас Гость!

Поиск

Друзья сайта


    Avon в Украине

    Наш опрос

    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 358

    Статистика

    Главная » Статьи » Резьба по дереву » Применение в резьбе других техник

    ПРИМЕНЕНИЕ СМЕШАННОЙ ТЕХНИКИ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ОФОРМЛЕНИИ ПОЛА

    Современные покрытия полов позволяют применять к ним художественное оформление, которое при небольших затратах времени и энергии является не менее эффектным, чем выполненное традиционным деревянным мозаичным набором. Так, например, на рис. 33 вклейки показан внешний вид пола, оформленного в смешанной технике интарсии, контурной резьбы и тонирования. Широкая узорная лента обрамляет пол комнаты по периферии, изгибается полукругом перед дверью и, переплетаясь, образует замкнутый криволинейный узор в центре пола. Фон орнамента этой ленты представляет собою тот же самый паркет, что и в остальной части пола, но протонированный натуральной ореховой морилкой. Лента во всю ее длину по краям окаймлена врезанными в паркет полосками из старых масштабных (чертежных) линеек светлой древесины, четвертая часть их по ширине прокрашена черной тушью. В результате получилась кайма из двух контрастных полос.

    Декоративные узоры внутри ленты выполнены частично как интарсия с помощью чертежных линеек, частично лишь протонированы легким втиранием в норы древесины масляной краски. Контуры этих узоров представляют собою канавку шириной около 2—3 мм, заполненную цветной или черной мастикой (замазкой), что выделяет более четко рисунок деталей орнамента.

    Будучи покрыт лаком для пола, нанесенный на пол узор не стирается. Он также и не выгорает, так как выполнен светостойкими материалами. Десятилетний срок не выявил каких-либо изменений в цвете или прочности монтажа деталей интарсии.

    Рассмотрим технику этого оформления более подробно. Интарсия по контуру ленты. Композиция контура орнамента пола составлена из сочетания прямолинейных и криволинейных (по дугам окружностей) участков, центры которых не выходят за площадь пола. Сделано это с учетом технических особенностей выполнения в паркете углубления (паза) под врезаемые линейки. Этот паз выбирался с помощью рубаночка с узкой — 27 мм — железкой. В прямолинейных местах паз делается с опорой движущегося рубанка в ровный борт доски. Кривые участки выбирались с помощью того же рубанка, но привинченного перпендикулярно к концу рейки, которая может поворачиваться относительно гвоздя, пропущенного в другой конец рейки и вбитого в пол в центре соответствующей дуги (рис. 132).

    Для того чтобы железка рубанка не рвала и не скалывала древесину при встречных, косых и поперечных волокнам направлениях, вырезаемый криволинейный паз предварительно очерчен по его ширине узкими пропилами с помощью круглой фрезы, прикрепляемой к концу той же вращающейся рейки с учетом изменения ее длины. Этой же фрезой сделаны пропилы по бокам прямолинейных участков паза. Естественно, что древесина паркета снималась железкой рубанка не глубже, чем на толщину инкрустируемых линеек.

    Просверленные на рейке отверстия, являющиеся центрами вращения для тех или иных дуг, при работе с фрезой фиксировались и помечались. Они потребуются затем для очерчивания контура такой же кривизны на чертежных линейках. Вырезанные таким образом детали из линеек сажались на столярный клей в паз.

    Детали из линеек подбирались по возможности близкими по цвету, стыковались (в зависимости от удобства) то по шву вдоль волокон древесины (на сильно кривых участках), то поперек волокон. Они подгонялись в паз без зазоров по бокам, поэтому при очерчивании профиля деталей, сделанных из линеек, вносилась небольшая поправка в радиус кривизны с учетом ширины прореза от фрезы.

    Приклеиваемая рейка прижималась на некоторое время грузиками, пока клей не остынет и не загустеет.

    После высыхания столярного клея вставки линеек отциклевывались и отшлифовывались заподлицо с поверхностью пола. Затем по всем полоскам линеек вдоль них прорезалась канавка с помощью фрезы на глубину 1—2 мм, которая ограничивала кант для окрашивания его Тушью. Тушь наносилась кисточкой, границы канта оставались четкими, так как расползанию туши мешали прорез с одной стороны канта и шов вклейки — с другой его стороны. Выполнение орнамента на поле ленты. Интарсия при работе с орнаментом использовалась лишь в головной части внутреннего узора ленты и в аналогичной части около ее переплетения. Врезками вручную с помощью стамесок набирались из тех же чертежных линеек все светлые части цветков. Листья на ветвях и на чашечках бутонов врезались только в тех случаях, когда швы паркетных планок мешали зрительному восприятию. В остальных местах они тонировались той же морилкой, что и фон ленты, но более слабым раствором.

    Лепестки развернутых цветков набирались из линеек различной древесины по цвету, в их сердцевинки вставлялись линейки наиболее темного цвета. При этом детали развернутого цветка делались меньше выбранного для них гнезда, чтобы оставить вокруг каждой из них канавку, заполняемую затем замазкой (рис. 133).

    На бутонах и листьях, где подобные канавки не получались при интарсии, контурные линии рисунка делались специально. Таким же образом вырезались в паркете канавки ветвей цветков и прожилок листьев. Канавки вокруг сердцевинок развернутых цветков заполнялись красной замазкой, все остальные — черной. Замазка представляла собой замес древесной пыли от машинной циклевки полов и зубного порошка на клеевом столярном растворе с добавкой красной или черной масляной краски. Вместо черной краски можно добавить черную тушь к густому клеевому раствору и затем — олифу. Наличие масляной краски или олифы в замазке замедляет ее высыхание, но улучшает прочность, вязкость, уменьшает усыхание в объеме.

    После того как орнамент был отциклеван, протонирован в нужных местах морилкой и покрыт двумя-тремя слоями нитролака с легкой шлифовкой, наносилась замазка вмазыванием ее лезвием ножа по всему полю набора. Излишек стирался влажной тряпкой. При этом приходилось следить за тем, чтобы не убиралось слишком много замазки из контурных канавок. То, что контурные канавки, заполненные замазкой, получаются при таком приеме вогнутыми, особенно после высыхания, не должно вызывать беспокойства. После окончательного покрытия всего пола лаком вогнутая поверхность канавок даст выигрышный рельеф и игру света, тем более что она будет смягчена заполнившим канавки лаком.

    В остальных местах все элементы декоративного украшения поля ленты были протонированы или морилкой, или протерты масляной художественной краской, в основном — оранжевой, местами — красной (технологию тонирования масляной краской см. на с. 75).

    Положение боковых прямолинейных полос ленты орнамента определено так, что они отсекают в паркетном наборе ровный ряд наклоненных под углом в 450 планок. Имитацией эти планки обыграны как наборные из разных пород дерева: покрытая морилкой первая планка паркета чередуется со второй, светлой, слегка тонированной масляной оранжевой краской. Также протонирован и кружок на второй планке, поверхность которого не тронута морилкой. Контуры этих кружков выполнены тоже как узкие канавки (1—2 мм шириною) с помощью коловорота и прикрепленного к нему резца (рис. 134). Этим же коловоротом сделаны и контуры внутренних маленьких декоративных кружков, в которые вмазана затем темно-красная замазка.

    Контуры больших кружков, как и швы между планками в зоне ленты, заполнялись черной замазкой. Швы в паркете в этих местах с этой же целью специально углублялись и местами расширялись фрезой.

    Аналогична технология выполнения и других элементов орнамента. Но контуры каждой детали в виде дуг большого радиуса прочерчивались фрезой, прикрепленной к концу планки, вращающейся вокруг центра одной из дуг.

    Все отверстия центров дуг и окружностей были заделаны замазкой или под цвет паркета, или иного тона как элемент декора.

    Художественное оформление пола с помощью интарсии, имитации и контурной резьбы является примером, который может быть применен и при выполнении орнаментов другого рисунка, так же как и описанный рисунок орнамента может быть изменен или обогащен. Важно, чтобы технология его основывалась на простейших решениях и создавала впечатление, что пол полностью украшен набором из разных пород дерева или выполнен по всему рисунку интарсией.

    Следует заметить, что перед работой с орнаментом весь пол нужно хорошо отциклевать и швы рассохшегося паркета заделать: или вставками на клею буковых линеек (для больших щелей), или замазкой под цвет бука. В замазке для пластичности надо увеличить долю масляной краски. Сам пол должен быть набран из чистых буковых планок без сучков.

    Паркетный пол из буковых планок меньшего размера, очевидно, потребует и другого технического (а значит, и художественного) решения.

    На рис. 33 вклейки показана розетка на полу прихожей перед комнатой с вышеописанным полом. Она составляет единый ансамбль с орнаментом в комнате и выполнена в той же смешанной технике интарсии, контурной резьбы и цветовой имитации. Внутренний ее круг полностью набран и врезан в поверхность пола. Некоторые элементы в нем окрашены черной тушью. Контуры внутреннего веера из чертежных линеек заполнены темно-красной замазкой. Внешняя лента розетки выполнена интарсией так же, как на орнаменте. Основное поле розетки — проморенный паркет. На нем сделаны фрезой канавки пересекающихся неполных окружностей, заполненных белой замазкой (под лаком она будет кремовой).


    Категория: Применение в резьбе других техник | Добавил: Lobzik (15.10.2010)
    Просмотров: 1300 | Рейтинг: 5.0/3 |
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *: