Форма входа

Приветствую Вас Гость!

Поиск

Друзья сайта


    Avon в Украине

    Наш опрос

    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 358

    Статистика

    Главная » Статьи » Резьба по дереву » Применение в резьбе других техник

    ПРИМЕРЫ СМЕШАННОЙ ТЕХНИКИ ДЕКОРИРОВАНИЯ ПОДЕЛОК ИЗ ДЕРЕВА

    При изготовлении поделок из дерева как утилитарного назначения, так и чисто декоративного характера резчику приходится иногда, решая художественный замысел, прибегать к смешанной технике в работе. При этом может применяться другой материал, контрастный древесине по цвету, характеру поверхности. И здесь нельзя обойтись без личной инициативы, выдумки, связанных иногда с интересными решениями и находками. Поскольку в задачу нашего изложения входит только работа с древесиной, то, не делая акцент на использование в декоре других материалов, познакомим читателя лишь с некоторыми примерами таких поделок.

    Зададимся сначала целью выполнить в дереве розетку, изображенную на рис. 129. Сложный, четкий геометрический рисунок пересекающихся линий заставляет отказаться от выполнения его в технике маркетри или интарсии. С другой стороны, применение циркуля решает проблему значительно легко. Отсюда возникает следующая технология изготовления данной поделки.

    На поверхность светлой древесины (липовая доска, многослойная фанера, паркетный пол) врезать методом интарсии темные элементы центральной части розетки (построение этой части масверка — см. рис. 218). Отшлифовать поверхность, построить рисунок окружностей, покрыть двумя-тремя слоями лака. Вырезать канавки линий окружностей, лучше с расширением их к периферии (иллюзия закругления тора). Заполнить канавки черной или цветной полумасляной мастикой. По высыхании все снова отшкурить и отполировать. Покрыть лаком. Если канавки выполняются не по шаблону, а с помощью фрезы на циркуле, то центры окружностей лучше зашпаклевать и обыграть как декоративные точки.

    Может быть и иное решение: канавки орнамента вырезаются начисто ножом с острым кончиком (например, выполненным из надфиля) и тонируются морилкой или окрашиваются черной тушью. Чтобы морилка не впиталась в древесину по контуру канавок, поверхность фона орнамента покрывается лаком. Такой метод удобен для работы на больших поверхностях, например на полу.

    Еще проще и надежнее другой путь: сначала весь фон тонируется морилкой или тушью, затем прорезаются канавки, тогда орнамент будет выполнен светлыми линиями на темном фоне. Последний прием очень распространен в технике геометрической резьбы для мелких поделок.

    Таким образом, розетка (рис. 129) может быть выполнена с применением двух техник (линии орнамента — контурной резьбой с использованием тонирования, а центральная часть — интарсией) или трех техник, когда центральная часть розетки сначала набирается способом маркетри, затем набранный кружок врезается в поле поделки методом интарсии. Следует заметить, что при интарсии или при наборе способом маркетри центрального элемента розетки надо применять толстый шпон или пластинки дерева, например из старых чертежных линеек, с тем чтобы иметь запас толщины на выравнивание поверхности. Подробнее об этом будет сказано в следующем разделе. Здесь мы рассмотрим иной случай смешанной техники декора деревянной поделки, где использованы также два других материала: перламутр и бронза (см. рис. 32 Вклейки).

    Разработка конструкции и композиции при изготовлении рассматриваемой шкатулки диктовалась материалом — красивым фиолетовым перламутром старого веера. для контраста перламутру и для выделения элементов орнамента шкатулки на темном фоне была использована бронза. Розетка-вертушка в центре крышки шкатулки (рис. 130) выполнялась как маркетри по следующей технологии. В соответствии с заданным диаметром окружности строился внутренний орнамент масверка (см. рис. 218). Он вырезался из фанерок березы и темного красного дерева, подгонялся по швам (см. технологию маркетри), наклеивался на основу крышки. Так же, предварительно на бумаге, строился рисунок лучей вертушки. дуги, образующие лучи, должны проходить через центр розетки, а центры самих дуг расположены ближе к внешнему кольцу, чем к внутреннему (отношение расстояний 1:2). Затем по построенной розетке делалась выкройка одной дугообразной полоски вертушки, по которой из фанерок (березы и красного дерева) вырезались элементы вертушки и последовательно наклеивались на основу крышки. Периодически форма элементов и их ширина корректировались по предварительно намеченному на крышке рисунку, чтобы количество светлых и темных элементов было одинаково, а последний элемент был бы такой же ширины. Концы элементов вертушки обрезались по окружности на месте после высыхания клея.

    Приклеивание велось столярным клеем, лицевая поверхность каждого элемента при этом слегка смачивалась, чтобы не было коробления. Притирка и небольшой пресс в течение 1—2 минут достаточны для гарантии схватывания клея.

    Светлое кольцо вокруг розетки сделано с сохранением одного направления волокон древесины его составных частей. Для темного кольца можно этим условием пренебречь и составлять его дуговыми полосками встык, с долевым направлением волокон. Работа велась на месте, т. е. на поле крышки. Каждый раз контур набранного кольца обрезался строго по окружности.

    Остальное поле крышки составлено из двух листов шпона карельской березы с вырезанными полукругами и с линией стыка, проходящей вдоль, посередине крышки. Знак зодиака (шкатулка выполнялась как подарочная ко дню рождения) и знак с двумя переплетенными змейками с яичками в пасти символ мудрости — разбивают линию стыка, делая ее менее заметной.

    Темный узорный кант и светлая кромка снаружи поля набирались также последовательно на месте (подробнее см. описание к рис. 148), но после забивания в этом месте ряда гвоздей при приклеивании набранной фанерки к каркасу шкатулки (см. далее).

    Лепестки растительного орнамента по углам врезались по методу интарсии взамен вырезанных таких же площадок шпона карельской березы. Тонкие линии ветвей орнамента, так же как и обводка контура каждого лепестка, выполнены из узких полосок бронзовой фольги шириной около 2 мм. Для этого сначала с подрезками с двух сторон ножичком, а в дугах — полукруглой стамеской без сильного нажима и с вращением ее вокруг своей оси делались узкие канавки, куда отдельными участками, так, чтобы было естественное место стыка, забивались торцом полоски фольги. До того как отрезать от листа, край полоски заострялся с двух сторон надфилем как лезвие ножа.

    Выступающие края полосок зачищались заподлицо с поверхностью крышки плоским надфилем, шкурками и лезвием для бритья после нанесения нескольких слоев нитролака, который дополнительно склеивал пружинящие участки полосок. Контрастность линий орнамента в отдельных местах усилена: в узкие вырезы ножом втиралась масляная художественная краска по тону интарсии (марс коричневый в смеси с охрой красной).

    Рельефные полусферические ягодки диаметром от 0,7 до 3,5 мм — это обточенные напильником в электродрели шляпки или стерженьки бронзовых сапожных гвоздей (каждый гвоздик, таким образом, разрезался пополам). Головка полугвоздика или его кончик хорошо полировались шкуркой и натянутой на досочку кожей перед тем, как извлечь каждую половинку из патрона дрели. Забивались они в подготовленные отверстия посредством деревянного стерженька или через тряпочку в несколько слоев. Для крупных шариков использовалась соответствующего диаметра бронзовая проволока. Ее потребовалось совсем небольшой кусок.

    Знаки зодиака — чеканка по бронзовой фольге с последующей гравировкой. Она делалась до обпиливания контура знака. Крепление их к фанерке крышки осуществлялось за счет оставленных кончиков при обрезании фольги по контуру, которые пропускались через отверстия в фанерке и загибались, или при помощи припаянной с обратной стороны проволочки, или посредством гвоздиков, головки которых обточены в форме яичка — где как удобнее.

    Бронзовые колонны в декоре боковой поверхности шкатулки — это согнутые вокруг гвоздика или гладкой части сверла прямоугольные лепестки фольги. Для их изготовления на заготовке отполированного листа бронзы сначала резаком (см. коготок на рис. 15) процарапаны под углом в 450 полоски, которые при сгибе нарезанных прямоугольничков в трубочку образовали винтовые линии. Трубочки покрывались лаком.

    Перламутровые пластинки по форме элементов для инкрустации отрезались ребром надфиля и обтачивались или вырезались (кружочки) кругорезом с одновременным образованием отверстия под гвоздик и контура кружка. Приклеивались лаком НЦ-222.

    Несколько советов по выполнению корпуса шкатулки. Сначала из липовой чертежной доски монтировался четырех- угольный каркас. Ус срезался ножом (липа режется легко) по точно намеченным линиям с двух сторон с помощью угольника. Точность угла уса проверяласьлась так, как показано на рис. 13 1,— на плотное примыкание уса к поверхности стола, а плоскости доски к ребру угольника. При склеивании столярным клеем применялся резиновый шнур, обтягивавший каркас. Одновременно к каркасу приклеивалась крышка, т. е. предварительно выполненный декоративный набор. На фанерную основу крышки сначала с тыльной стороны наклеивался светлый шпон, маскирующий сквозные отверстия для гвоздиков и загибы креплений, а также выраннивающий клеевое натяжение облицовки. Ряд гвоздей был предусмотрен по конструкции под темной полоской шпона, которая

    подгонялась по рисунку и наклеивалась притиркой после монтажа шкатулки.

    Нижние углы каркаса для надежности предварительно связывались скобками из проволоки или гвоздей с отрезанными шляпками. После этого стягивающий шнур снимался, стенки корпуса окончательно обрабатывались, и отрезался ножовкой кругом (по периметру) слой каркаса, образующий крышку. Стыковочный шов прихлопа зачищался и подгонялся. делалась петля (см. <Фурнитура»). Обработка основной формы боковых стенок шкатулки выполнялась до монтажа каркаса по целиковым, нераспиленным двум доскам. Учитывалось сокращение ширины доски за счет шва для крышки.

    Другой случай сочетания древесины с бронзой в художественной поделке показан на рис. 42 вклейки. Здесь светлая полированная бронза выигрышно контрастирует с темной мелкоструктурной древесиной палисандра. Бронзовые чеканенные и гравированные детали монтировались на деревянном кубике по тому же принципу, как и знаки зодиака на крышке шкатулки.

    Иногда добавки лишь небольших элементов из бронзы облагораживают резную деревянную поделку. На рис. 30 вклейки показана рамка, снабженная всего лишь одной витой проволочкой но ее внутреннему контуру и одним бронзовым гвоздиком с полированной шляпкой, держащим концы этой проволочки в отверстии. Витая проволочка приклеена синтетическим клеем и закреплена затем нитролаком.

    Та же витая бронзовая проволочка, но пропущенная через металлические пружинящие валки для придания ей плоской узорчатой формы, использована в декоре внутреннего обода рамки, изображенной на рис. 31 вклейки. Получившаяся бронзовая ленточка нанесена (с помощью синтетического клея и нитролака) в несколько рядов по спирали на фаску овала рамки, образующего вырез для помещаемого изображения.

    Бронза этого овала увязывается с резной рамкой, также покрытой бронзовой краской. В этом случае под бронзирование может быть использована некачественная древесина, но желательно из целого куска, учитывая характер ее резьбы на углах. Облицовка фанерной панельки овала — палисандр, имеющий цвет, контрастный бронзе, но родственный общему тону помещаемого портрета.

    Еще с несколькими примерами поделок из дерева, декорированными как бронзой, так и другим материалом, мы встречались на рис. 3,4,9,30 вклейки.


    Категория: Применение в резьбе других техник | Добавил: Lobzik (15.10.2010)
    Просмотров: 2167 | Рейтинг: 5.0/2 |
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *: