Размеры и пропорции — одна из главных задач в поисках
художественного образа любого произведения пластического искусства. Понятно,
что вопрос о размерах решается с учетом помещения, где оно будет находиться, и
окружающих его предметов.
Говоря о пропорциях (соотношении размерных величин), мы
учитываем их в формате плоского изображения (картина, маркетри), в соотношениях
габаритных размеров (длина, высота, ширина) объемного предмета, в соотношении
двух различных по высоте или длине предметов одного ансамбля, в соотношении
размеров двух явно выделяющих частей одного и того же предмета и т. д. В
классике изобразительного искусства на протяжении многих веков прослеживается
прием построения пропорций, называемый золотым сечением, или золотым числом
(этот термин введен Леонардо да Винчи). Принцип золотого сечения, или
динамичной симметрии, заключается в том, что «отношение между двумя частями
единого целого равно отношению ее большей части к целому» (или соответственно
целого к большей части). Математически это число выражается как 1 что дает 1,6180339...
или 0,6180339... В искусстве за золотое число принимается 1,62, т. е.
приближенное выражение отношения большей величины в пропорции к ее меньшей
величине.
От приближенного к более точному это отношение может быть
выражено: 5 8 13 21 , -- т и т. д., где: 5+3=8, 8+5=13 и т. д. Или:
2,2:3,3:5,5:8,8 и т. д., где 2,2+3,3=5,5 и т. д.
Графически золотое сечение можно выразить соотношением
отрезков, получающихся различными построениями. Удобнее, на наш взгляд,
построение, показанное на рис. 169: если к диагонали полуквадрата добавить его
короткую сторону, то получится величина в отношении золотого числа к его
длинной стороне.
Пропорция двух величин золотого сечения создает зрительное
ощущение гармонии и равновесия. Есть и другое гармоничное соотношение двух смежных
величин, выражаемое числом 1,12. Оно является функцией золотого числа: если
взять разность двух величин золотого сечения, разделить ее также в золотой
пропорции и каждую долю добавить к меньшей величине исходного золотого сечения,
то получится соотношение 1,12 (рис. 170). В таком отношении, например,
проводится средний элемент (полочка) в буквах Н, Р, Я и т. д. в некоторых
шрифтах, берутся пропорции высоты и ширины для широких букв, также встречается
это отношение и в природе.
Золотое число наблюдается в пропорциях гармонично развитого
человека (рис. 171): длина головы делит в золотом сечении расстояние от талии
до макушки; коленная чашечка также делит расстояние от талии до подошвы ног;
кончик среднего пальца вытянутой вниз руки делит в золотой пропорции весь рост
человека; отношение фалангов пальцев — тоже золотое число. Это же явление
наблюдается и в иных конструкциях природы: в спиралях моллюсков, в венчиках
цветков и др.
На рис. 172 и 173 показано построение рисунка листа герани
(пеларгонии)
и листа винограда в пропорциях золотых чисел 1,62 и 1,12. В
листе герани базой построения являются два треугольника: АВС и СЕР, где
отношение высоты и основания каждого из них выражается числами 0,62 и 1,62, а
расстояния между тремя парами наиболее удаленных точек листа равны: АБ=СЕ=СР.
Построение указано на чертеже. Конструкция такого листа является типичной для
герани, имеющей подобные резные листья.
Обобщенный лист платана (рис. 173) имеет пропорции так же,
как и лист винограда, в отношении 1,12, но большую долю у листа винограда
составляет его длина, а у листа платана — его ширина. Лист платана имеет три
пропорциональных размера в отношении 1,62. Такое соответствие в архитектуре
называется триадой (для четырех пропорций — тетрада и далее: пектада, гексода).
На рис. 174 показан способ построения в пропорциях золотого
сечения листа клена. При соотношении ширины к длине в 1,12 он имеет несколько
пропорций с числом 1,62. За основу построения взяты две трапеции, у которых
отношение высоты и длины основания выражается золотым числом. Построение показано
на чертеже, также приведены варианты формы листа клена.
В произведениях изобразительного искусства художник или
скульптор
осознанно или подсознательно, доверяя своему тренированному
глазу, часто применяет соотношение размеров в золотой пропорции. Так, работая
над копией с головы Христа (по Микеланджело), автор данной книги заметил, что
смежные завитки в прядях волос по своим размерам отражают отношение золотого
сечения, а по форме — спираль Архимеда, эвольвенту. Читатель сам может
убедиться, что в ряде картин художников-классиков центральная фигура
расположена от сторон формата на расстояниях, образующих пропорцию золотого
сечения (например, размещение головы как по вертикали, так и по горизонтали в
портрете М. И. Лопухиной В. Боровиковского; положение по вертикали центра
головы в портрете А. С. Пушкина кисти О. Кипренского и др.). То же самое иногда
можно видеть и с размещением линии горизонта (Ф. Васильев: «Мокрый луг», И.
Левитан: «Март», «Вечерний звон*).
Конечно, указанное правило не всегда есть решение проблемы
композиции, и оно не должно подменять в творчестве художника интуицию ритма и
пропорций. Известно, например, что некоторые художники применяли для своих ком-
позиций отношения «музыкальных чисел»: терции, кварты, квинты (2:3, 3:4 и др.).
Искусствоведы не без основания отмечают, что конструкцию любого классического
памятника архитектуры или скульптуры при желании можно подогнать под какое
угодно отношение чисел. Нашей же задачей в данном случае и особенно задачей
начинающего художника или резчика по дереву- является научиться строить
обдуманную композицию своего произведения не по случайным соотношениям, а по
гармоничным пропорциям, проверенным практикой. Эти гармоничные пропорции надо
уметь выявить и подчеркнуть конструкцией и формой изделия.
Рассмотрим в качестве примера поиска гармоничной пропорции
определение размеров рамки к работе, показан Рис. 172. Золотые пропорции
резного Листа герани (пеларгонии). Построение: 1) С помощью масштабного графика
(см. рис. 171) строим А АВС, АВ СО где 1,62. 2) строим АСКI, где кI= 1,62. 3)
Из точки С делаем дугу радиуса АВ. 4) Продолжаем СК и СВ до точек Е и Е.
Получаем СВ АВ_ 2 ЕЕ_ЕР’‘СВ’‘ВЕ’ Р и с. 173. Пятилепестковый и трехлепестковый
лист винограда. Отношение длины к ширине составляет 1,12. Золотой пропорцией
выражается АВ АВ СВ ---= 1,62. Триада листа платана: = 1,62. Отношение ширины к
длине дает второе золотое число 1,12 ной на рис. 175. Формат помещаемого в нее
изображения задан в пропорции золотого сечения. Внешние размеры рамки при
одинаковой ширине ее сторон золотой пропорции не дадут. Поэтому отношение длины
и ширины ее (330х Х 220) принято несколько меньше золотого числа, т. е. равным
1,5, а ширина поперечных звеньев соответственно увеличена по сравнению с
боковыми сторонами. Это позволило выйти на размеры рамки в свету (для картины),
дающие пропорции золотого сечения. Отношение же ширины нижнего звена рамки к
ширине его верхнего звена подогнано к другому золотому числу, т. е. к 1,12.
Также отношение ширины нижнего звена к ширине бокового (94:63) близко к 1,5 (на
рисунке—вариант слева).
Таким образом, удалось сохранить пропорции кадра изображения,
формата рамки и ее элементов приближенными к классической гармонии.
Теперь сделаем эксперимент: увеличим длинную сторону рамки до
366 мм за счет ширины нижнего звена (она будет 130 мм) (на рисунке — вариант
справа), чем приблизим не только отношение --, но и к золотому числу 1,62
вместо 1,12. В результате получилась новая композиция, которая может быть
применена в каком-либо ином изделии, но для рамки возникает желание сделать ее
короче. Закройте нижнюю часть ее линейкой настолько, чтобы глаз «принял»
получившуюся Пропорцию, И МЫ ПОЛУЧИМ ее длину 330 ММ, Т. е. подойдем к
исходному варианту.
Так, анализируя различные варианты (могут быть и другие кроме
двух разобранных), мастер останавливается на единственно возможном с его точки
зрения решении.
Применение принципа золотого сечения в поисках нужной
композиции лучше делать, используя несложный прибор, принципиальная схема
конструкции которого показана на рис. 176. две линейки этого прибора могут, вращаясь
вокруг шарнира В, образовывать произвольный угол. Если при любом растворе угла
разделить точкой К расстояние АС в золотом сечении и смонтировать еще две
линейки: КМ[ВС и КЕАВ с шарнирами в точках К, Е и М, то при любом растворе АС
это расстояние будет делиться точкой К в отношении золотого сечения.