Практика выполнения маркетри показывает, что его техническая
сторона усваивается легко. В процессе работы возможны ошибки, такие, как
образование «чижей» после обработки поверхности набора, расхождение швов
вследствие использования влажных фанерок или совпадения направления волокон
древесины основы и набора, появление сетки трещин на полировке, выгорание
отдельных мест из-за применения про- трав или красителей, потемнение участков
красного дерева и др. Но все эти ошибки или легко исправимы на месте, или
преодолеваются с опытом.
Другая сторона — наиболее ответственная и трудная — это
художественное решение, композиция задуманного сюжета. Поэтому лучше сразу
принять во внимание, что маркетри является видом декоративно-прикладного
искусства, и ее исполнитель берет на себя задачи художника. Иной, более
поверхностный подход к маркетри приведет или к творческому тупику, несмотря на
многолетний практический опыт, или к несерьезной работе.
Следует также учитывать и тот факт, что художественные
возможности маркетриста значительно сужены по сравнению с работой красками,
однако это не избавляет его от необходимости знания общих законов красоты в
изобразительном искусстве. Тем более что ограниченность цветовой палитры в
маркетри иногда позволяет найти интересные решения, а родственные цвета
древесины в наборе помогают мастеру выдержать общий тон, общий цветовой строй в
наборе маркетри, что часто трудно дается художнику с его изобилием красок.
Способствует художествен ному решению и текстура древесины. Именно эти
положительные качества в маркетри берет на вооружение мастер при выполнении
своего произведения.
При этом обычно намечаются два пути художественного решения.
Один из них — чисто условно-декоративный, диктуемый интересным рисунком и
цветом древесины имеющихся в распоряжении маркетриста фанерок, под них автор
подбирает и сюжет, и цвет, и манеру исполнения. Другой путь — выполнение уже
готового (по замыслу или в виде копии с оригинала) сюжета, который можно решить
в цветовом строе, обеспечиваемом природой различных пород древесины. Этот путь
ближе к задачам, какие ставит перед собой художник в станковой живописи, хотя и
в ограниченной цветовой палитре. При решении задач по второму пути маркетрист
часто прибегает к искусственному расширению цветового спектра в виде протрав,
морения или отбелки древесины. Об опасности таких приемов подробно сказано на
с. 73, применение их не должно вестись вслепую.
Но в любом случае (первый или второй путь) маркетрист
сталкивается с общими законами изобразительного искусства: композиция, рисунок,
цветовое сочетание. На с. 76 уже были даны некоторые рекомендации начинающему
художнику (резчику или маркетристу) для решения этих задач. Но главное остается
бесспорным: хороший маркетрист должен расти как художник и иметь школу в
рисунке и в работе с красками. И лучше убедиться в этом сразу, чем прийти к
такому выводу через годы, а то и десятилетия. Маркетри же как вид искусства
стоит того, чтобы им заниматься серьезно. Тем более что творческий рост любой
личности, будь то маркетрист, художник или резчик по дереву, критик или
зритель, принесет только пользу и удовлетворение.
Пейзажи, показанные на рис. 18 и 29 вклейки, выполнены в
манере, максимально приближенной к живописи. Наибольшие площади фанерок
использованы лишь в небе, все же остальное является набором из множества мелких
кусочков естественных пород древесины, где цвет, текстура и направление волокон
каждого из них были подчинены характеру задуманного сюжета, его рисунку и
взаимоувязке в цветовой композиции.
Интересно отметить, что в пейзаже с арабской мечетью
использованы зеленые тона натуральной естественной древесины. Этому помог
случай: в подмосковном лесу был найден ярко-зеленый полусгнивший сучок дерева.
Эта древесина была использована как крошка в виде опилок с замесом в различных
пропорциях (в зависимости от желаемого цвета) с опилками других пород дерева
для изображения травы и кустов на переднем плане пейзажа. для этого смесь
опилок вместе с клеем накладывалась тонким слоем с притиркой в соответствующее
не заполненное фанерками гнездо в уже наклеенном на основу наборе. По высыхании
этот участок выравнивался обычной шлифовкой с помощью плоской дощечки,
обернутой шкуркой. Смесь опилок позволяла широко варьировать оттенки зеленых
участков пейзажа, но с большой осторожностью, чтобы не выйти из общей теплой
цветовой гаммы набора. Понятно, что серые и зеленоватые тона естественных пород
древесины были здесь максимально использованы как связующие пятна (горы на
горизонте, облака в верхней части неба, кактусы, отражение в воде, камыш и
осока по берегам реки и др.).
Участки, заполненные опилками, корректировались затем
врезками мелких кусочков как зеленой, так и иного цвета древесины с целью более
точного художественного выражения рисунка и цвета предметов.
Указанные примеры и приемы возможного приближения деревянного
мозаичного набора к живописи ограничены определенными пределами. Не только
потому, что маркетри не может конкурировать с красками в передаче всех
полутонов и нюансов цвета, но и потому, чтобы оставить в работе природу
натурального дерева с его живым мерцанием и переливами, чистотой цвета,
неповторимостью рисунка волокон древесины, т. е. то, с чем не могут
конкурировать краски. И это всегда будет накладывать на маркетри, с одной
стороны, определенную условность, с другой — неповторимую декоративную
прелесть.
Говоря о реализации художественного сюжета в технике
маркетри, полезно обратить внимание читателя на одну особенность этого вида
декоративноприкладного искусства. Зритель, рассматривая работу мастера и
убедившись, что она выполнена из натуральных пород древесины, невольно
заинтересовывается и проникается уважением к труду художника. Здесь называется
не только то обстоятельство, что ручной труд и эстетически оценивается выше
машинизации или штампа, но также подсознательная оценка долговечности,
надежности работы. Маркетри может претерпеть трудные условия хранения, но,
будучи снова отшлифовано и покрыто лаком, останется таким же, каким вышло
из-под рук мастера. Та же «вечность» и утилитарная необходимость породили вид
интарсии или художественного набора паркетных полов: они могут быть подвергнуты
многократной циклевке и сохранить свой первозданный вид.
Учитывая сказанное, мы должны рассматривать технику маркетри
с точки зрения ее специфических правил архитектоники (об этом см.
«Терминологию»). Так, например, использование других материалов в маркетри
кроме древесины (гравировка с заполнением контурных линий мастикой,
аппликационные наклейки и др.) и применение искусственного изменения его цвета (морение,
про травы, отбеливание, обжиг) требуют от мастера также не нарушить принцип
долговечности, надежности. Поэтому применение упомянутых техник и приемов
«улучшения» художественных достоинств маркетри должно выполняться в меру и
осознанно, с пониманием их вынужденного характера и с оценкой приносимых этими
приемами минусов. Так, маркетрист, желая подписать свою работу, иногда
пользуется обычным пером и тушью, ставя свою подпись на зашкуренную лаковую
поверхность, которая затем снова покрывается лаком. Таким же приемом вносятся
иногда и другие исправления обнаруженных после покрытия лаком ошибок в
маркетри. Но все эти меры вынужденные, и дозволенность любого такого приема
должна быть соотнесена с качеством и художественной ценностью поделки.