Рама, показанная на рис. 18—20 вклейки, представляет собою
наборное изделие из отдельных резных планок красного дерева (акажу), карельской
березы и груши, смонтированных на общем, прямоугольной формы основании (1),
выполненном из толстой 6-миллиметровой фанеры (рис. 101). фальц для картины
образуется за счет прикрепленных по внутреннему контуру гладких реек (2),
облицованных фанер- кой из карельской березы. Следующим, в направлении к
периферии, идет узкий гладкий кант (3), округленного профиля, выполненный из
полоски старой грушевой рейсшины. Затем снова располагается гладкая рейка (4),
облицованная карельской березой. На ребре этой рейки сделана полукруглая
канавка, также декорированная карельской березой, а сверху наложена резная
планка (5) из красного дерева. За ними идут резные брус (б) и доска (7),
образующие основной каркас рамы.
Использование гладкого и светлого внутреннего поля рамы из
карельской березы потребовалось для противопоставления его остальной резной
поверхности изделия и для того, чтобы оттенить общий темный фон картины,
выполненный в технике маркетри. С другой стороны, он дает связь со светлыми
тонами картины, а темный кант из груши привязывает это светлое поле к остальной
части рамы. Заметим, что в зависимости от характера картины светлое поле может
быть изъято, так, чтобы темный кант остался пограничным внутри рамы. Таким
образом, конструктивное, композиционное и цветовое решение рамы обусловливалось
связью с помещаемой в нее работой маркетри. Как правило, материал, в котором
выполнено произведение искусства, и материал рамы должны быть различными. Взять
хотя бы традиционное помещение живописи маслом в золоченые рамы, камня в
металлическую оправу и т. д. По этой же причине и работы маркетри вплоть до
80-х гг., по крайней мере в нашей стране, не имели никаких обрамлений и
выполнялись в виде досок или панелей со скошенными кромками. В настоящее время
в Москве на выставках и в продаже стали появляться маркетри в деревянных рамах,
иногда удачно облицованных и гармонично сочетающихся с маркетри. Конечно,
выполнение маркетри и деревянной рамы к ней требует единого замысла и
композиционного согласования.
Описываемое нами изделие было представлено на выставке в
Москве (1975 г.) под названием «Ода древу>. Этим названием подчеркивалось
единство композиционного решения резной рамы и маркетри, а также богатые
возможности дерева. Положительные отклики зрителей на эту работу подтвердили
право на такое решение, хотя если вспомнить знаменитую Янтарную комнату, то
нетрудно понять, что сложные композиции или даже целые симфонии, выполненные в
одном и том же материале, не являются редкостью в искусстве. Самодеятельный
художник, резчик по дереву или маркетрист, ставящий перед собой задачу
совмещения маркетри и резной рамы из дерева (как и любой другой), примет во
внимание вышеизложенные замечания.
В заключение добавим, что автором в порядке эксперимента
делались и другие пробы по расширению взаимосвязи различных техник изготовления
поделок из дерева в декоративно-прикладном искусстве. Эта задача ставилась и в
изделии, описанном на с. 119, где маркетри, выполненные на сферической
поверхности, помещены в резные оправы, которые, в свою очередь, находятся в
композиционной связи с другими резными деталями серванта. То же самое можно
сказать и об ансамбле, где сама композиция «Ода древу» является центральной
частью резного панно большего размера, а панно — частью интерьера, почти
полностью состоящего из резного дерева и маркетри (см. рис. 15 и 24 вклейки).
Отметим в связи с этим, что резные поделки из дерева, сведенные в единый
композиционный ансамбль, приобретают более сильное звучание, чем при
рассматривании их порознь, каждую в отдельности.
Остановимся на решении отдельных технических вопросов
изготовления описываемой рамы, где опыт автора может быть полезен для
начинающего резчика. Одним из них является выполнение полукруглой канавки на
гладкой рейке (4), облицованной карельской березой (рис. 102). Некоторые виды
древесины, как, например, орех, поддаются в намоченном виде изгибу, особенно
вдоль волокон древесины, при облицовке цилиндрических поверхностей небольшой
кривизны. Но карельская береза не терпит даже незначительных изгибов. Наоборот,
из-за ее хрупкости сам шпон карельской березы бывает толще, чем у других пород
дерева. Именно этот фактор толщины шпона и был использован для получения
вогнутой канавки. Сначала полоска карельской березы приклеивалась в распаренном
виде под давлением на поверхность небольшой кривизны, а затем, после высыхания,
на ней протачивалась вдоль (с помощью круглого напильника) канавка увеличенной
кривизны за счет толщины шпона.
Рисунок и профиль узкой резной планки (5) из красного дерева
получится легко, если предварительно по размеченному на ней карандашному
чертежу сделать ножовкой пропилы, как показано на рис. 102. После этого
останется выполнить скругления и обрезы по контуру лицевых элементов, а также
треугольные вырезы ножом с противоположной стороны планки.
Резьба долевых и поперечных брусков (6) рамы имеет один
рисунок, но соответственно растянутый или сжатый в зависимости от длины
стороны. В каждом брусе наиболее выступающими по отношению к сетчатой
поверхности подобранного фона являются следующие элементы резьбы: загиб
центрального листка, две симметрично расположенные относительно середины бруса
ракушки и находящиеся против них каплеобразные выступы. Линии, проведенные
через центры ракушек и выступов, будут осями симметрии локальных орнаментов,
расположенных по бокам каждого резного бруса (см. рис. 20 вклейки). Прорезные
клиновидные сетчатые канавки фона нанесены ножом под углом 60 ° друг к другу.
Мелкой резьбе из ракушек, ленточек, скобок и завитков
внутренних брусьев рамы противопоставлена более крупнорельефная резьба внешних
планок (досок). На них имеются детали мелкой резьбы для композиционной связи с
рельефом первых планок. Для резьбы внешних планок можно использовать
вегетативные орнаменты, приведенные на рис. 103, где характер канта и его
рисунок выражены более четко.
Порядок изготовления элементов и ход монтажа рамы лучше
начинать с внутренних планок, которые могут быть выполнены из качественной
фанеры и затем, уже приклеенные на место, облицованы шпоном карельской березы.
Подгонку этих планок и угловых стыков, как и всех последующих, удобнее делать в
следующем порядке. Сначала спиливаются на ус под 45 ° оба конца долевой планки.
Она приклеивается на место. К ней подгоняется первый ус под 45 поперечной рейки
со строгим направлением ее под прямым углом к первой рейке. После этого срезается
на ус второй конец поперечной планки, и она закрепляется (лучше пока с помощью струбцин
без клея) на место. Таким же образом срезается на ус и подгоняется первый конец
второй долевой планки и т. д., т. е. подгонка планок и их монтаж идут в одном
направлении по периметру. Следует лишь при монтаже второй долевой планки
проверить не только прямой угол с поперечной планкой, но и получившуюся ширину
рамки сверху и снизу, которая должна быть одинаковой. После выверки этих данных
нужно приклеить все заготовленные рейки. Остается врезка и подгонка усов
последней, четвертой рейки, где работа должна быть более тщательной:
одновременный под тон с постепенным срезанием и стачиванием напильником обоих
усов рейки, выверка с двух сторон прямых углов рамы и контроль по одинаковым
размерам ее противоположных сторон. Для спиливания концов планок на ус под 45
рекомендуется сделать стусло (рис. 104), которое потребуется для работы с этой
целью и в дальнейшем.
Четыре резных бруса и четыре доски, образующих костяк рамы,
следует не только привинтить к базовой фанерной подкладке шурупами, но и
связать их по углам между собой. для этого во внутренних брусках можно
просверлить отверстия и в них забить на клею цилиндрические штифты (лучше
сверху и снизу через поперечные планки вдоль боковых). А внешние резные доски
кроме клея скрепить металлическими уголками (косынками), привинтив их к
древесине небольшими шурупами. Косынка можно вырезать ножницами из листового
алюминия, например от старой кастрюли. Резные виньетки на поперечных досках
рамы сделаны как накладная резьба, мелкие шарики на них — это округленные концы
вставленных в отверстия штифтов, являющихся дополнительным креплением виньетки.
Виньетка, как наиболее выпуклая часть, разбивает плоскость рельефа внешней
доски рамы.
На рис. 19 вклейки показана еще одна резная, но уже овальная
рама. Характер резьбы и некоторые формы ее также заимствованы из иллюстраций
(стиль барокко). Она выполнена из целого куска алжирского эвкалипта, цвет ее, охристо-коричневый,
продиктован окраской самой древесины. Помещенный в нее декоративный пейзаж по
тональности увязан с цветом рамы.
Пейзаж (холст) наклеен на фанерную основу, вставленную с
обратной стороны в фальц рамы. Фальц образован за счет привинченной шурупами к
обратной стороне рамы овальной фанерной подложки (рис. 105). Она дает
дополнительную связку раме на случай удара или падения, а также защиту от
растрескивания.
Следует заметить, что нижняя часть рамы перетяжелена мелкими
резными деталями и нуждается в упрощении, как, например, показано на рис. 106.
Можно порекомендовать следующую схему технологии обработки
рамы: выпиливание по заготовке внешнего контура, высверливание, начиная с
тыльной стороны, овала внутреннего контура, удаление древесины с заглублением
профиля рамы внутрь, черновая обработка формы, начиная с внутреннего канта,
чистовая отделка и т. д.
Характер и стиль рамы предполагают использование крупных
горельефных форм в сочетании с нанесенной на эти формы мелкой резьбой. Рельеф
оттенен сетчатым фоном в виде канавок под углом 60 °. Этот стиль не выдержан
полностью в нижней части рамы. Именно отсутствие подобранного фона с нанесенной
на него сетчатой гравировкой создает впечатление нагромождения мелких деталей,
что учтено во втором варианте рамы.