Форма входа

Приветствую Вас Гость!

Поиск

Друзья сайта


    Avon в Украине

    Наш опрос

    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 358

    Статистика

    Главная » Статьи » Резьба по дереву » Совершенствие мастерства ресчика

    СБОРНАЯ РАМА С РЕЗНЫМ СЮЖЕТНЫМ ФРИЗОМ

    Описываемая рама (рис. 16 вклейки) имеет преимущества, состоящие в том, что ее каркас изготовлен из обычных сосновых досок, облицованных буковыми планками (доски от пола детского манежа), а для ее выполнения использовались только нож и столярные инструменты. Но мелкая, миниатюрная резьба требует тщательности и терпения. Резчик может сам подобрать для себя рисунок и сюжет резьбы, поэтому мы расскажем сначала о тех задачах, которые должны стоять перед мастером при разработке композиции и конструкции рамы.

    Рама является необычной для традиционных рам, куда помещается картина, так как она сама имеет резной сюжет. Ее резьбу можно представить как панель с вынутой серединой, где есть низ и верх с ветвями деревьев и птицами на них. Панель имеет также свою внешнюю раму. Композиционно элементы резьбы выполнены так, что образуют фриз по внутреннему периметру всей рамы, где имеются строгий ритмический кант, внешний витой кант из растительных  элементов, некоторая симметрия в виде виньетки из лебедей снизу и детских головок сверху.

    Отсюда вытекают две задачи: с одной стороны, ритм мелкой резьбы по всему фризу, не нарушающий общности рамы, с другой — многоплановость резного сюжета, где есть и более крупные горельефные фигуры переднего плана, и фон, созданный чеканкой.

    Сюжетный замысел дать пейзаж с растительностью, с фигурами животных и людей позволил использовать подходящие для темы иллюстрации, дополненные и объединенные собственным воображением.

    Рельефной резьбе внутренней части рамы противопоставлена гладкая часть ее кривой поверхности, замыкаемая, в свою очередь, поясом более крупно- структурной резьбы геометрической формы. Техническое решение рамы показано на рис. 107. Всю конструкцию ее можно представить как помещение одной, рез- ной рамы меньшего размера (1), в другую, гладкую (Ii) — большего размера. Резные буковые планки (1) приклеены к каркасу (2), выполненному в жесткой конструкции из сосновых досок, склеенных на ус. две буковые планки (3) и (4) и сосновая каркасная доска (5) склеены вместе так, что образуют округлый профиль основного каркаса рамы.

    Рейки внешнего пояса рамы (б) прикреплены и к рейкам (4), и к основе (5). две долевые планки (7) с тыльной стороны связывают с помощью шурупов углы каркасных досок (5) и фиксируют положение внутренней рамы (1).

    Рама выполнена без фальца для возможной маневренности в выборе размера картины (маркетри) (8).

    Буковые планки (3) и (4) перед склеиванием тщательно прифуговываются по кромке контакта между собой, округляются вчерне по профилю, и кромка склеивания еще раз проверяется на плотность прилегания рассматриванием на просвет.

    Подгоняются также их поверхности соприкосновения с доской (5), затем все три планки склеиваются раздельно по каждой стороне рамы и обматываются резиновым шнуром. Спиливание этих сторон на ус и вязка углов рамы делаются после высыхания клея.

    Как правило, почти невозможно даже с помощью стусла отпилить углы сторон рамы под 45°. В тех случаях, когда стороны толстые, уточнение плоскости среза делается следующим образом. Стороны закрепляются на какой-либо плоской основе (рис. 163—164) строго под прямым углом одна к другой. Выверяются одинаковые размеры противоположных сторон как внутри, так и снаружи рамы. Затем по всем четырем швам делаются пропилы ножовкой. После этого рама «осядет», уменьшится несколько в размере. С учетом этого при спиливании на ус в стусле дается допуск длины каждой из сторон. Иногда требуется и вторичный сквозной пропил.

    В этом случае можно ограничиться пропилом только двух диагонально противоположных углов, если два остальных получились достаточно плотными. Именно из-за неуверенности в получении точных размеров каждой из двух рам (резной и гладкой) сделана конструкция не жесткого, а свободного помещения одной из них в другую.

    Стороны внутренней рамки сначала подгоняются на ус по углам (с учетом резных деталей, об этом см. дальше), затем каждая из сторон-планок обрабатывается резьбой, и после этого ими облицовывается заготовленный для нее подрамник.

    Угловую вязку брусков подрамника можно выполнять произвольно, например на ус внакладку, как на рис. 107, а вязку углов внешней, гладкой рамы, кроме склеивания по плоскому срезу, лучше еще сделать с помощью круглых деревянных штифтов, пропущенных сквозь усы горизонтальных сторон в вертикальные, а также за счет изображенных на рис. 107 долевых планок (7).

    Планки пояска внешней окантовки рамы приклеиваются в последнюю очередь с подгонкой в угол, образованный планками (4) и (5) (см. рис. 107,а).

    Следует особо оговорить вязку углов резных планок внутренней рамки. По сюжету и характеру резьбы желательно замаскировать стыковочный шов этих планок. На правой вертикальной планке под этот шов подогнаны границы или канавки некоторых деталей резьбы, а для двух левых углов предусмотрена специальная конструкция. Так, часть корпуса петуха, сделанная из материала вертикальной планки, заходит на поверхность горизонтальной планки, являясь для нее элементом накладной резьбы. С учетом этого вертикальная планка срезалась окончательно на ус после выполнения фигуры птицы, так, чтобы птица осталась не отсеченной.

    Аналогично этому часть резьбы нижней горизонтальной планки (голова и плечи мальчика) заходит на поверхность вертикальной. для маскировки шва стыка по этой же линии срезан и пенек рядом с мальчиком (см. рис. 16 вклейки)

     Как видно из рис. 16, фигуры детей, феи и животных выполнены в горельефной резьбе.

    Тонкая резьба болотной травы на нижней планке, там, где канавки шли поперек волокон древесины, делалась при частичном смачивании поверхности данного участка. Ни в коем случае нельзя злоупотреблять смачиванием буковой древесины: поверхность поделки сразу же потеряет свою форму, покоробится и доставит много хлопот по ее высушиванию и исправлению под прессом.

    Окончательная резьба верхней части птицы и головы мальчика на левых углах рамы делалась в сборе резной рамки, с дополнительной выборкой древесины и на той планке, на которую резные детали накладывались.

    Резьба на планках наружного пояса рамы начинается с засверливания отверстий (подклеить с обратной стороны бумагу во избежание скола древесины, дать хороший прижим к опорной плоскости). Средний волнообразный ремешок — это наклеенная наборная полоска. Ее выполнение описано на с. 89.


    Категория: Совершенствие мастерства ресчика | Добавил: Lobzik (15.10.2010)
    Просмотров: 2081 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 5.0/2 |
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *: