Технология работы в маркетри изложена достаточно полно в
имеющейся литературе. Поэтому здесь излагается лишь принципиальная сторона
рассматриваемого вопроса с намерением оказать помощь резчику по дереву,
желающему обогатить выполняемое изделие декорированием маркетри.
Маркетри это художественный набор из различных по цвету
деревянных пластинок (обычно фанерок) с наклеиванием их на основу. Основой чаще
всего является панелька многослойной фанеры или какое-либо украшаемое изделие:
пианино, мебель, резьбовая поделка. Соединяемые кусочки набора подклеиваются с
обратной стороны полосками бумаги, лучше — специальной клейкой бумажной лентой.
Сам набор наклеивается лицевой стороной на основу под прессом, а затем бумажные
подклейки соскабливаются. Обратная поверхность набора становится лицевой. Она
выравнивается, шлифуется и покрывается лаком. Рассмотрим отдельные стадии этого
процесса.
Составление набора. Возьмем для начала простейший случай. В
распоряжении маркетриста имеется кусок фанерки (шпона), напоминающий по рисунку
небо с облаками. На его базе он хочет сделать пейзаж и подбирает другой кусок
более темной фанерки, например ореха, похожий на изображение земли. На одном из
этих кусков, что выгоднее по рисунку древесины, проводится карандашом, а затем
отрезается острым ножом (рис. 116) линия горизонта. Эта заготовка накладывается
на вторую фанерку с поиском наиболее удачного места перехода от земли к небу.
Обе прикрепляются к рабочей доске булавками (см. рис. 116) и тем же резаком по
заданному контуру прорезается вторая фанер. ка. Булавки вытаскиваются, фанерки
с обратной стороны подклеиваются по стыковочному шву кусочками липкой ленты:
или в отдельных местах, или сплошь вдоль. Бояться наложения слоев бумажных
подклеек не следует, так как они все равно впоследствии счищаются.
Затем проверяется на просвет плотность подгонки. Если есть
широкие просветы, их нужно исправить повторным прорезанием по новому месту
рядом или заделать вставками. Вставок тоже можно не бояться, только надо стремиться,
чтобы по цвету они способствовали задаче соединения фанерок — выявлению цвета и
рисунка пейзажа (в данном случае это может быть лес на горизонте, горы). Совсем
плотная подгонка необязательна: швы впоследствии заполнятся столярным клеем и
не будут заметны. При этом надо бояться только швов соединения однотонных
кусков, особенно светлых, например облаков на небе и т. д., так как такие швы,
заполненные клеем, будут заметны.
Добиваясь плотности подгонки швов, не надо делать наклон
резака вбок. Он держится в вертикальной плоскости. И не надо стараться
разрезать фанерку за один прием, лучше это делать за два-три раза.
При соединении небольших кусков опытный резчик к помощи
булавок иногда не прибегает, а прижимает соединяемые пластинки руками. Чтобы на
выходе линии разреза фанерка не скалывалась это место прорезается нажимом на
резак. В связи с этим следует заметить, что некоторые маркетристы используют
при обрезании контура фанерки маленькие стамесочки, особенно если фанерка
хрупкая, но ценная по цветовому сочетанию. Так что метод прорезания линии
принципиального значения не имеет. Это тем более важно, что набор будет
состоять не из двух или нескольких кусков, а, как правило, из их множества и
первоначальные швы будут перекрыты новыми вставками.
В иных случаях приходится придумывать специальные способы подгонки
швов. Например, при монтаже полос лучей солнца на небе в пейзаже, изображенном
на рис. 28 вклейки, выгодно было отрезать куски фанерок по линейке, а затем
зачищать срез на плоскости напильника, так как резак ровной линии не давал
(из-за деформации мягких прослоек древесины). Узкие полоски лучей подгонялись в
форме клина, входящего в соответствующий вырез между широкими полосами, и
вставлялись в вырезы также как клинья. Это давало возможность сделать
художественный переход тонов солнечного света, не нарушаемый заметными швами.
Вернемся теперь к нашим соединенным фанеркам (земля и небо).
Представим, что на горизонте нужно показать силуэтом лесной массив. Для этого
контур его прорисовывается, вырезается гнездо и под него подкладывается
подходящего цвета другая фанерка. Место и цвет ее подбираются, уточняются,
затем все три фанерки в найден ном сочетании прикалываются к рабочей доске и по
контуру гнезда вырезается требуемый участок леса. После этого он закрепляется в
гнезде бумажными склейками.
В таком же духе можно продолжить работу над пейзажем и
дальше, с той разницей, что заканчивается набор мелкими вставками, заменой уже
ранее вставленных на новые и т. д. т. е. идет художественная цветовая подгонка
кусочков древесины.
При выполнении набора в технике маркетри подгонка швов, как
правило, не вызывает трудностей. А вот цветовое сочетание, композиция и рисунок
являются постоянным предметом внимания. Особая трудность в наборе из дерева
выражается в том, что после покрытия лаком древесина сильно изменяется в
сторону потемнения, углубления тона, выявления текстуры. Маркетрист вынужден
постоянно смачивать кусочек подбираемой фанерки, чтобы яснее представить ее
будущий цвет после полировки и покрытия лаком. Все это накладывает сильные
ограничения на живописную сторону работы в маркетри. Поэтому дальше мы
рассмотрим другие приемы выполнения маркетри, позволяющие блокировать указанный
недостаток.
В заключение можно порекомендовать начинающему мастеру:
тонкие контурные линии и узкие полоски (ветви деревьев, штрихи, мелкие волны,
рисунок решетки ограды и др.) делать как врезки в щели уже готового набора. Для
этого от нижнёго цвета фанерки вдоль волокон отрезается узенькая полоска и
загоняется в вырезанную в наборе щель соответствующей формы и ширины. Орех,
например, позволяет получать и значительные изгибы этой полоски. длинные линии
могут сращиваться, при этом лучше с вариацией по цвету. Часто такие врезки
выгоднее делать в уже наклеенный на основу набор (рис. 117 и 118).
Для нанесения сложного рисунка из тонких линий можно
применить гравировку, т. е. контурную резьбу: прорезать узкие канавки в шпоне
на любую, требуемую шириной, глубину. Затем канавки заполняются черной или
цветной мастикой. В качестве черной мастики можно использовать столярный клей
или клей РУА в смеси с древесным углем. Для цветных мастик лучше всего подойдут
художественные масляные краски, в которые для ускорения высыхания можно
добавить сиккатив или олифу, а для увеличения вязкости — зубной порошок или
тонкотертый мел. Бояться раздела краски от порошка не следует, так как мел в
смеси с маслом теряет свой белый цвет и становится почти прозрачным.
В качестве цветной мастики для гравировки можно использовать
также гуашь или темперу. Учитывать надо при этом, что при высыхании они дадут
усадку, причем гуашь — в большей степени. Гравировка с применением мастики
делается по предварительно покрытому лаком набору, чтобы можно было легко
снимать с поверхности излишек краски при внесении ее в гравировку.
Отметим в связи с этим, что некоторые мастера считают
неэтичным в работе с древесиной применять в маркетри чужеродный материал.
Правильнее будет решать вопрос этики, так же как и эстетики, в данном случае с
позиции грамотного понимания технологии работы с данным материалом и грамотного
художественного решения задачи. Будет снижена эстетическая ценность маркетри,
если в наборе имеется цветовой диссонанс от применения отбеливающих или
красящих веществ. Нарушится и технологический процесс, так как и отбеливание и
крашение (морение) связаны с последующими изменениями цвета, с выгоранием, о
чем мы говорили раньше. По этим же мотивам нельзя считать эстетически
оправданным для художественных произведений в маркетри применение рельефных
аппликаций на переднем плане кадра, сделанных в виде вырезок из бересты,
цветной бумаги, фольги, соломки, тополиного пуха и т. д., что иногда
практикуется. Но те же рельефные накладки, также и из иного материала, чем
дерево, могут дать дополнительный и интересный декоративный эффект в том
случае, когда маркетри является частью композиционного ансамбля с применением
других техник (резьба, интарсия, мозаика).
Роль же узких канавок гравировки (о них шла речь выше) иная.
Их контрастный цвет по отношению к фону делает невоспринимаемым для глаза
зрителя характер материала, из которого они сделаны, в данном случае он для них
безразличен. Они не мешают и восприятию общего поля маркетри как набора из
древесины. Требуется соблюдать лишь условия грамотной технологии и применять
невыгорающие, не изменяющиеся со временем по цвету, стойкости и надежности
материалы, какими являются, например, масляные краски.
По этим же мотивам можно считать приемлемым для изменения
тональности отдельных элементов в маркетри или для нанесения рисунка (в меру)
применение обжигания паяльной лампой и выжигания. Небольшое обжигание даст
желаемое изменение цвета. но не изменит текстуру дерева, его характерные черты
как материала. Обжигание делается некоторыми мастерами после наклейки набора на
основу и его шлифовки, иногда фанерка обжигается перед набором. Особенно обжиг
может выручить в местах плавного теневого перехода какого-либо предмета.
Остальное поле набора вокруг обжигаемого участка закрывается вырезкой из
фольги. При этом нельзя выпускать из-под контроля вопрос цветовой увязки
обожженных частей с остальным полем маркетри. Светостойкость же обожженных
участков не вызывает сомнений.
Наклеивание набора на основу. Рекомендуемый для использования
клей — столярный. Будучи полупрозрачным, он не оставляет заметных швов на стыках,
прочно схватывает и позволяет делать некоторые исправления дефектов.
Наиболее распространенной основой для приклеивания набора у
маркетристов является соответствующего размера панелька многослойной фанеры
хорошего качества толщиной 6—8 мм.
Если же набор маркетри предназначен для украшения какого-либо
предмета, он может быть наклеен на его плоскую, цилиндрическую или коническую
поверхность, т. е. на поверхность развертываемую. Для выполнения маркетри на
сферической поверхности нужны особые приемы, о чем будет сказано ниже. Простейший
случай приклеивания набора маркетри к плоской деревянной панели (дощечке)
описан на с. 67. Следует в первую очередь принять во внимание, что склейка
набора с основой должна быть прочной во всех точках поверхности, так как в
противном случае последующие шлифовка и полировка могут вызвать частичные
отрывы приклеенного набора.
Обработка поверхности набора. Шлифовка, полировка поверхности
и покрытие ее нитролаком описаны в соответствующих разделах. Наиболее удобный и
эффективный лак для маркетриста — нитролак Н 222. Он имеется в продаже, удобен
в обращении, менее всего изменяет цвет древесины набора и легко полируется.
Если поверхность набора предварительно хорошо выровнена и отшлифована,
достаточно бывает около 10 слоев лака, но в некоторых случаях «прожоги»
покрытия до древесины в процессе полировки и выравнивания поверхности заставляют
наносить на набор до 20 слоев лака.
Выполнение обрамления для набора маркетри. Наиболее простое
решение — это облицовка светлой или темной фанеркой скошенных кромок панели,
иногда с прожилками контрастного тона в виде канта. О выполнении рамок для
маркетри см. замечания на с. 135
Материал для работы. На первых порах начинающему маркетристу
удобнее воспользоваться помощью другого, более опытного мастера. Маркетрист со
стажем всегда имеет в своем распоряжении наборы фанерок всех расцветок и пород
древесины, чем охотно поделится со своим коллегой, В дальнейшем поиски
материала приводят к мебельным фабрикам, где отходы шпона являются балластом,
от которого нужно избавляться. К сожалению, ни мебельные фабрики, ни магазины
не соглашаются брать на себя хлопоты по приданию товарного вида обрезкам шпона,
прибыль от продажи которого незначительна.
Клеевую ленту можно сделать самому так: намазать тонкую
бумагу ровным слоем столярного клея, дать высохнуть и разрезать на полоски.