После приобретения опыта у резчика может возникнуть желание
попробовать свои силы в изготовлении скульптурного бюста. Ниже мы дадим
некоторые рекомендации по технике выполнения такого изделия (см. также с. 251),
но сначала выскажем ряд оговорок и предостережений. Если речь идет о копии с
оригинала, то сделать это можно, используя контактную иглу (см. с. 29). Но и в
этом случае без знания пропорций и строения лица человека может получиться
«копия наизнанку». Если же резчик желает изготовить скульптуру по иллюстрации,
или как образ собственной фантазии, или с натуры, то лучшей проверкой своих
способностей и первым шагом в такой работе будет выполнение ее в пластилине,
специально предназначенном для этой цели (эглин): не получится работа в
пластилине — не получится она и в дереве. Резчик совершит ошибку, когда,
подогреваемый творческим желанием, тотчас возьмется за дерево с намерением сделать
портрет с натуры. Это почти всегда приводит к печальным результатам — к
разочарованию. Опытный скульптор не станет сразу вырезать в дереве или мраморе
портрет, хотя бы потому, что никакой портрет нельзя выполнить без постоянных
поисков, коррекций и исправлений, а это невозможно делать в дереве.
Какую задачу может ставить перед собой начинающий скульптор?
Легче всего вырезать шаржированные, сказочные или фантастические персонажи, где
и ошибочное выполнение формы и пропорций может быть истолковано как правильное.
Решиться на работу со скульптурным бюстом, головой или фигурой может только
мастер, имеющий для этого подготовку, например самодеятельный художник,
изучивший хотя бы в рисунке строение лица, головы и фигуры человека. К такому
читателю и обращены здесь наши рекомендации. В этом случае резчик сам определит
уровень своих возможностей. Однако характер материала — дерева,— с которым он
будет работать, заставит его сузить чисто скульптурные задачи и расширить
декоративность изделия, т. е. наиболее выразительной будет выглядеть та
поделка, где имеется не только скульптурная форма, но и резьба на ней.
Например, на рис. 38 вклейки приведена фотография «Вакханки»,
где сама скульптура женской головки является предлогом для поиска интересного
ракурса, декорирования ее резьбой из виноградных листьев и гроздей, локонов
волос, складок одежды, фигурной подставки, т. е. это композиция, венчающая
резную колонну.
А теперь остановимся на отдельных технических трудностях,
которые встретились при выполнении «Вакханки». Первой заботой при подборе
материала для этой скульптуры являлось то, чтобы поверхность лица после
обработки оказалась без изъянов древесины. Поскольку бюст или статуэтка для
домашнего интерьера будут меньше натуральной величины (иногда и значительно),
материал для нее должен быть мелковолокнистым, монотонным: груша, вишня, яблоня
(если есть возможность исключить сердцевину), береза, эвкалипт, лимонное
дерево. Особенно хороши сандаловое дерево и самшит. Липа неудобна из-за того,
что она очень мягкая: небольшой срыв инструмента или неверное движение оставит
на изделии след, а для лица скульптуры это может оказаться непоправимым
изъяном. По этим же причинам липа не позволяет вести мелкую резьбу.
Указанные требования к древесине, годной для резьбы лица,
вынуждают резчика идти на компромисс: смиряться с тем, что не вписывается вся
фигура в единую заготовку, что имеются щели в других местах и т. д. Поэтому,
решившись резать скульптуру, нужно уметь блокировать названные недостатки. Так,
например, автору пришлось наращивать заготовку для «Вакханки» с помощью двух
кусков древесины того же сорта (алжирский эвкалипт), а это заставило
видоизменить первоначальный замысел композиции для лучшей маскировки стыка.
Один из его швов замаскирован под складку одежды и закрыт частично виноградным
листом и ягодами, другой (по периметру приставки на всю спину) — спрятан за
накладной резьбой из листьев, ягод и завитка волос. Некоторое несходство в
цвете составных частей скульптуры впоследствии выровнялось за счет стественного
потемнения древесины.
Не исключено расхождение швов после длительного усыхания,
поэтому нужно оставить про запас полоску той же древесины для заделки шва
(заделка может быть слегка протонирована цветным карандашом, пока она не
приобретет устойчивый цвет).
Другая проблема — усыхание древесины и возможное появление
трещин. Чтобы свести эту опасность к минимуму, необходимо изготовить скульптуру
полой. В этом смысле при составной скульптуре полость сделать легче.
Целесообразно также предусмотреть в изделии два-три отверстия как
вентиляционные каналы. Ведь даже один канал уменьшает толщину слоя усыхаемой
древесины вдвое.
Подставка под бюст также делается полой. При обработке ее
поверхности нужно особенно тщательно соблюдать строгость геометрических форм и
прямолинейность кантов. Подставка является не только противопоставлением и
контрастом самой скульптуре в общей ком- позиции, она вносит своей
геометрической законченностью такую же обязательность и точность в пластику
остальной поверхности изделия. Та же строгость формы и ровные, гладкие
поверхности подставки подсказывают резчику использовать для ее изготовления
материал особенно красивой текстуры, лучше волнистой, пятнистой, т. е. то, что
было нежелательным для самой скульптуры.
В резьбе листьев и ягод винограда несколько деталей
накладные, что вызвано, с одной стороны, необходимостью замаскировать стыки, с
другой — удобством их выполнения: они, как правило, наиболее горельефные.
Приставные детали выручают и в тех местах, где совершена ошибка, произошел скол
или появился изъян древесины. Крепление их с основой делается с помощью
деревянных штифтов, как описывалось ранее.
Для ускорения работы резчик может снять с натуры профиль лица
на картонную бумагу, а затем, пользуясь масштабной сеткой или пантографом,
уменьшить его размер до нужного. По нему делается черновая заготовка в
пластилине, которая затем уточняется визуально и в соответствии с задуманной
композицией. Этот же шаблон профиля может пригодиться и при работе с бюстом в
дереве. Начертить профиль лица на бумаге проще всего, используя тень на стене
от заходящего солнца или точечного источника света.
Иногда, пользуясь натурой, прибегают и к поперечным сечениям
маски: через лоб, через кончик носа, под носом, через подбородок в направлении
к ушам и др. Но в любом случае эти «выкройки» дадут лишь черновую заготовку
маски (лица), дальнейшая работа может быть оценена только глазом скульптора. В
подтверждение сказанного сошлемся на неоднократные замечания
скульпторов-классиков, которые подчеркивали, что в скульптуре должно быть
обязательно не так, как в натуре, иначе впечатление от нее не будет таким же,
как от натуры. Говоря об этом, мы отходим от технической стороны работы резчика
и затрагиваем стороны ее художественного, композиционного решения, чему будет
посвящен специальный раздел книги.
Несколько слов о выполнении бюста «девочка с розой» (рис. 40
вклейки). Замысел этой работы был вызван желанием найти пластичный материал,
более удобный для скульптуры, чем глина или художественный пластилин, такой,
чтобы получилось изделие достаточной прочности и сохранности, а главное —
позволяющий доводить пластику до законченности. Удачный материал для этого —
масляная краска с любым наполнителем, так как она при затвердевании меньше
усыхает. Можно сделать и мастику на натуральном масле, которая нетоксична и не
боится воды. Но процесс ее высыхания, вернее, полимеризации очень длительный,
да и затвердевание шло бы только с поверхности.
С учетом сказанного проделан опыт замеса древесных опилок на
столярном клею с добавкой масляной краски и мела. При некоторых соотношениях из
них можно получить достаточно пластичную массу, хотя и усыхаемую из-за испарения
воды клеевого раствора. Для основы бюста был сделан полый каркас из досок, реек
и кусков дерева. Он обмазывался и наращивался изготовленной мастикой. Трудности
в работе заключались в необходимости просушивания мастики послойно, что
требовало много времени, а в непросушенном виде (хотя достаточно твердом для
продолжения работы) она загнивала с выделением неприятного запаха.
На заключительной стадии поверхность обрабатывается легко:
можно и срезать и наращивать материал за счет той же самой мастики. Но
поверхность, к сожалению, получает вид окрашенной масляной краской. Очевидно,
для придания скульптуре большей выразительности в качестве наполнителя мастики
надо использовать древесные опилки определенных размеров, т. е. после
просеивания их через сито с крупными ячейками еще раз отсеять мелочь и пыль.
Тогда зерна опилок после шлифовки скульптуры должны дать равномерно
распределенные искры различных оттенков.
Другой недостаток этого метода — появление трещин в тех
местах, где со временем усох деревянный каркас после начального набухания от
влаги мастики.
Надо надеяться, что эти недостатки мастики можно избежать,
если работу над скульптурой из нее рассматривать как вторую стадию после
пластилина. А на первой стадии сделать гипсовую разъемную форму и обмазать ее
изнутри (для чего предусмотреть отверстие) в горячем виде слоем мастики, так,
чтобы этот слой после охлаждения и некоторого подсыхания мог держать форму и
без гипса. В дальнейшем высохший каркас можно корректировать как наращиванием
изнутри для прочности, так и снаружи в поисках формы скульптуры.
Подобный материал позволит вести скульптурную работу
основательно, до полной законченности, после чего с помощью контактной иглы
можно выполнить копию или повторение скульптуры в дереве.