Форма входа

Приветствую Вас Гость!

Поиск

Друзья сайта


    Avon в Украине

    Наш опрос

    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 358

    Статистика

    Главная » Статьи » Резьба по дереву » Совершенствие мастерства ресчика

    ВИТАЯ КОЛОННА С НАКЛАДНЫМ ОРНАМЕНТОМ

    Изображенная на рис. 13 вклейки колонна выполнена из древесины двух пород: алжирского эвкалипта и лимонного дерева. Эвкалипт для ствола колонны выбран светлого тона: коричнево-охристый в основной массе и светло-охристый во внешнем подкорковом слое. Этот внешний подкорковый слой декоративно использован в витье колонны. Он дал широкую полосу, проходящую по винтовому выступу всего ствола. Потемневший со временем до янтарного цвет накладной резьбы, выполненной из лимонного дерева, увязывается со светлым слоем колонны, несмотря на контрастность цвета лимонной древесины с остальной частью изделия.

    Чтобы расширить цветовую гамму изделия, капитель колонны (ее верхняя часть) и база (основание) сделаны из древесины более темного эвкалипта, причем база темнее капители. Таким образом, колонна представляет собою не только сочетание крупных гладких рельефных форм с тонкой, часто миниатюрной резьбой накладных деталей, но и цветовую комбинацию, что применяется обычно в маркетри. С этой же целью, а также в порядке эксперимента накладная резьба птиц выполнена в виде рельефной интарсии из различных пород дерева, расширяющих границы цветовой гаммы основных деталей колонны. Тонкая и миниатюрная резьба этих деталей также служит задаче подчеркнуть тщательность отделки как поверхности колонны, так и резьбы всего изделия (см. рис. 13 и 14 вклейки).

    Выкройка профиля витья. Корпус колонны, показанный на рисунке, имеет форму резьбы, именуемой витьем. В геометрии такая поверхность называется винтовой. Образование ее можно представить как перемещение некоторого криволинейного контура по цилиндрической винтовой линии при условии, что контур всегда остается в одной плоскости с осью винтовой линии. Это определение лежит в основе выполнения корпуса колонны: на цилиндрической поверхности деревянной заготовки строится винтовая линия с заданным шагом и снимается древесина при контроле с помощью контура, вырезанного из картона и соответствующего профилю витья. Контур должен быть направлен вдоль оси колонны, и две его точки (так практически удобнее) скользят по винтовой линии гребня профиля витья.

    Как видно из рис. 90, выкройку контура лучше вырезать так, чтобы ее концы перекрывали соседние аналогичные участки. для построения выкройки контура нужно определить величину шага Р винтовой линии колонны (на приведенной иллюстрации, рис. 90, этот шаг на / больше исходного диаметра цилиндрической заготовки) и величину к углубления (она в 5,5 раза меньше диаметра колонны, изображенной на рисунке). Построение линии контура видно из чертежа: прямая АВ параллельна оси цилиндра-заготовки и делит расстояние к пополам. Расстояние Р разделено на четыре части, что даст точки А и В сопряжения дуг, образующих очерк впадин и выступов винтовой поверхности. для простоты построения величины этих радиусов приняты одинаковыми и определяются точками А, В, С и вершинами дуг.

    Цилиндрическая полость колонны. Прежде чем приступить к описанию изготовления колонны, отметим, что целесообразно предусмотреть ее конструкцию с цилиндрическим отверстием по оси колонны. Это даст гарантию от растрескивания изделия в результате деформации после окончательного высыхания древесины или от повторного высыхания после возможного увлажнения. Трудно предусмотреть условия, в которых будет находиться изделие. Но большой труд, вложенный в него, заслуживает того, чтобы меры безопасности были предусмотрены. И конечно, совершенно необходимо изготовить колонну полой, если используется непросушенная древесина. Внутреннее отверстие в колонне потребуется и для ее последующего монтажа.

    Если у начинающего резчика появился соблазн делать колонну из сырого дерева (преимущества этого метода:

    доступность материала, легкость обработки), то автор склонен предостеречь от такого риска, хотя опыт его заставляет думать, что такая возможность не исключена. Она может быть реализована в процессе правильной сушки древесины при длительной работе с изделием. Схема этого процесса могла быть такой: «заставить» древесину сохнуть изнутри через внутреннее достаточно широкое отверстие, защитить внешнюю, предварительно обработанную, винтовую поверхность от растрескивания с помощью масла, помещать изделие на ночь в паровую рубашку (см. соответствующий раздел об ускоренной сушке древесины), в продолжение этого времени заниматься резьбой накладного орнамента, других деталей колонны.

    Обработка цилиндрической поверхности колонны. Технология изготовления витой колонны состоит в следующем. Обработать предварительно на глаз цилиндрическую заготовку под колонну. Сделать по возможности прямые торцевые срезы. Обвести циркулем окружности торцов (центры отметить и сохранить) и приступить к снятию рубанком древесины с поверхности цилиндра с ориентацией на торцевые окружности. для этого (рис. 91) заготовку лучше упереть в деревянный брусок около стенки, так, чтобы рубанок проходил сквозь всю поверхность цилиндра, под цилиндр подложить тряпку и опорную палочку с одного бока для устойчивости заготовки и уменьшения шума. Проверку обработки вести с помощью длинной линейки, направленной строго по линии центров окружностей на торцах.

    После этого в центры этих окружностей забиваются толстые гвозди, и заготовка кладется гвоздями на прорези в двух опорах, так, чтобы цилиндр мог вращаться на гвоздях, как на оси. При вращении рукой цилиндра контактом с карандашом определяются места древесины, подлежащие снятию рубанком или напильником крупной насечки. Таким же образом уточняются и исправляются плоскости торцов заготовки. Затем нужно смазать цилиндрическую поверхность и торцы растительным маслом для защиты от растрескивания. Таким же образом с помощью вращения прочерчиваются окружности для построения двух винтовых линий. Эти окружности должны быть на расстоянии полшага винтовой линии друг от друга (см. рис. 97). Их расположение будет определяться базовой окружностью, проходящей посередине колонны. Саму винтовую линию можно построить после того, как будет просверлено отверстие в колонне.

    Сверление отверстия в колонне. Технически сверление отверстия в заготовке - операция довольно трудная, но без этого рискованно решаться на резьбу подобного изделия. В первую очередь нужно заготовить сверла такой длины, чтобы они проходили за середину заготовки. для колонны большой высоты, как показано на рис. 100 (длина непосредственно витого корпуса вместе с концами для соединения с базой и капителью колонны составляет 1 м 12 см), заготовку придется разрезать поперек на две части и по возможности шов замаскировать впоследствии накладными деталями резьбы.

    Первое сверло, с помощью которого делается направляющий канал в колонне (рис. 92), было удлинено путем сварки сверла для металла с прутком из стали. Сверло имело диаметр 10 мм, длину 15 мм. В хвостовой его части засверливалось отверстие для заточенного конца прутка. Второй конец прутка был несколько меньшего диаметра, чтобы он

    мог входить в патрон дрели. Посадка соединяемых деталей была сделана с помощью суппорта токарного станка. В месте стыка обе детали для дополнительной прочности сваривались по снятым фаскам. Общая длина сверла составила 33 см.

    Для того чтобы получить совпадение осей отверстий, которые засверливаются с двух торцов каждой половинки цилиндрической заготовки, проделывается следующая подготовительная работа. На цилиндре чертится несколько прямых линий образующих цилиндрической поверхности. Они должны быть строго параллельны оси цилиндра. Чтобы до-

    биться этого, цилиндр располагают на плоскости стола или пола и с помощью прямого угла угольника на обоих торцах проводят через их центры две вертикальные линии — диаметры (рис. 93). Эти вертикальные линии при закрепленном положении заготовки лучше проверить, располагая ребро прямого угла угольника как с одной стороны, так и с другой, т. е. с поворотом угольника на 180 О Концы линий соединяют длинной линейкой. Всего таких образующих лучше провести около 12.

    Ориентируя сверло на направление этих образующих и постоянно поворачивая заготовку, чтобы взять под контроль все образующие, засверливают дрелью отверстие сначала с одного, затем с другого торца каждой ее половинки. Отверстия должны совпасть. Дальнейшее расширение канала — дело возможности и выдумки резчика. Так, автору пришлось сначала использовать длинное сверло диаметром 40 мм и сверлить отверстие с помощью коловорота. Затем применялось сверло, выполненное по типу фрезы из полуобоймы подшипника (рис. 94), с направляющим роликом в 40 мм по заранее проделанному каналу. Изгиб по типу пропеллера и ковка лопастей фрезы делались в раскаленном виде на наковальне. Отверстие в ней сверлилось и растачивалось на квадратное, чтобы посадить фрезу на соответствующий конец длинного прутка. Фреза затачивалась и закаливалась. Как сверлить с помощью коловорота

    такой фрезой, показано на рис. 94: с одного торца полуколонны прибивается доска заподлицо с плоскостью стола. доска упирается в стенку или в дополнительную опору так, чтобы передний торец заготовки был почти вровень с кромкой стола. Такое приспособление избавит от необходимости зажимать, привязывать или держать заготовку в процессе сверления.

    Если с помощью фрезы удастся выполнить отверстие до 60—70 мм в диаметре, то дальнейшее его расширение и обработку можно делать так, как показано на рис. 95.

    К металлической трубе, равной двум длинам каждой из полуколонн, прикреплен маленький рубаночек. деревянная заготовка двигается по его поверхности с выступающим лезвием железки, благодаря чему изнутри отверстия с его стенок снимается стружка. Работа идет легко: заготовка своим весом плотно прижимается к железке рубанка, остается только передвигать заготовку взад и вперед. Неудобство заключается лишь в том, что периодически нужно вынимать стружку из летка рубанка, так как он закрыт со стороны вылета стружки трубой.

    Для того чтобы прикрепить рубаночек, с него срезаются заподлицо выступающий деревянный клин и железка, выбирается для контакта с трубой долевой округленный паз, а в трубе сверлятся два отверстия под шурупы. Колодка рубаночка наращивается по длине, чтобы заданное горизонтальное положение заготовки во время движения сохранялось, для чего два деревянных брусочка привязываются веревкой к трубе через поперечные пазы. Как сама железка, так и рабочая поверхность (подошва) рубанка, а также деревянных брусочков должны быть закруглены, как у шерхебеля, с образованием кривизны несколько большей, чем у обрабатываемого отверстия. Таким образом, возникает единая цилиндрическая поверхность, по которой скользит, соприкасаясь внутренней полостью с железкой, заготовка. Длину железки рубанка надо отрегулировать так, чтобы она упиралась хвостовой частью в трубу, а лезвие выступало достаточно для снятия стружки.

    Чтобы не сбилась центровка обрабатываемого отверстия заготовки, на ее торцах нужно очертить пограничную окружность контура получаемого отверстия. Длина трубы и место расположения на ней рубанка должны обеспечить сквозное стругание канала заготовки.

    Если мастер вынужден за неимением маленького рубаночка изготовить его сам, можно в конструкцию внести усовершенствование (рис. 96). Вместо колодки использовать длинную деревянную палку, на скошенный конец которой привинтить железку от рубанка, предварительно проделав в ней продолговатое отверстие для регулирования ее подачи при зажатии винтом. Такая конструкция обеспечит свободный выход стружки при работе. Потребуется только в качестве направляющей прикрепить впереди еще одну такого же профиля планку.

    Винтовая поверхность. Когда центры концов колонны еще не были высверлены, мы провели на цилиндрической поверхности заготовки несколько окружностей, отстоящих друг от друга на пол- шага винтовой линии. Теперь мы используем их для построения винтовых линий: одна из них пойдет по гребню выступа витья, другая определит наибольшую глубину впадины (рис. 97).

    Способ построения винтовой линии с помощью прямоугольного треугольника изложен на с. 223, им мы и воспользуемся. При этом следует учесть два фактора. Первый из них: место стыка поперечного среза полуколонн должно выходить на лицевую сторону впадины витья, которое можно потом закрыть накладной резьбой. Второй фактор — уменьшение угла подъема винтовой линии на концах колонны (сверху и снизу), где выступ витья сходит на нет и постепенно связывается с плоским срезом торца. В этих местах надо выправить винтовую линию выступов на глаз, постепенно увеличивая ее расстояние от базовой — основной винтовой линии. Конец скорректированной линии должен идти в плоскости, перпендикулярной оси, т. е. по окружности цилиндра. Винтовую линию впадины корректировать на концах не надо. Здесь будет произведена в дальнейшем коррекция за счет уменьшения глубины самой впадины, так, чтобы витье на поверхности торца имело форму круга (место посадки капители и базы).

    Прежде чем приступить к выборке древесины на впадине, полезно ножовкой прорезать винтовую щель по ее средней линии, сделав ее всюду одной глубины, но с уменьшением к концам колонны. достичь одинаковой глубины прореза можно, отметив на ножовке условную риску на расстоянии от зубьев пилы, несколько меньшем, чем К,!2 (см. рис. 97), чтобы иметь запас древесины на обработку и исправление ошибок.

    Оставив резьбу выпуклого канта витья на последнюю очередь, нужно выбрать вчерне древесину во впадине, используя заготовленный шаблон. Задача эта несложна для резчика, имеющего уже некоторый опыт. Отделку поверхности впадины можно доводить до законченности, а выступ будет обрабатываться после выполнения на нем канта.

    Сам кант (для описываемой колонны ширина его 7 мм, высота 3—4 мм) целесообразно опилить по краям мелкой ножовкой и снять лишнюю древесину по бокам его (вдоль по канту) с помощью плоской стамески поперек волокон древесины, а затем соответственно заовалить выступ витья по новому профилю. для этого нужно сделать новый шаблон из картона и располагать его поперек канта и выступа, после чего скругление канта и обработку всей поверхности витья можно доводить до законченности. Она должна быть совершенно ровной и гладкой. При последующем лакировании ее также нужно отполировать.

    Заметим, что, если заготовка колонны не была предварительно достаточно просушена, следует для безопасности от растрескивания покрывать ее поверхность растительным маслом там, где древесина, ранее пропитанная маслом, удалялась в процессе обработки витья колонны. Необходимо также учесть, что сначала определяется форма торцевых поверхностей колонны, а к ним уже подгоняется поверхность витья ее концевых частей.

    Капитель колонны. Как видно из рис. 98,а, капитель имеет шестилепестковую овальную конфигурацию, суживающуюся книзу. В описываемом примере она выполнена из целого куска дерева, хотя может быть также соединена из двух частей, что при возможной потере во внешнем виде и прочности будет иметь преимущество в выполнении гнезда под шип колонны (рис. 98,6). Обращаем внимание на то, что ширина лепестков в основании неодинакова, это диктуется общей овальной формой капители.

    Выемку древесины для гнезда под шип колонны (рис. 98,6) следует начать с высверливания ряда отверстий, а затем с расширения до возможно большего размера центрального отверстия. От него скалыванием и подрезанием у основания удаляются слои древесины со стенок до образования отверстия нужного диаметра. Учитывая, что назначение этого отверстия — не только служить гнездом для надевания капители на шип колонны, но и создать внутреннюю полость в массивной деревянной детали для облегчения и предохранения от растрескивания древесины (принцип усыхания древесины изнутри), его нужно сделать по возможности глубже. Зачищать дно гнезда нет необходимости, тем более что эта операция неудобная. Полезно сделать отверстия с помощью дрели и спирального сверла большого диаметра в боковые стороны капители, чтобы дать вентиляционные каналы для высыхания древесины. Только нужно принять меры предосторожности от выхода сверла наружу.

    Особо трудной операцией является обработка торца капители, т. е. горизонтальной поверхности, на которой будет поставлена скульптура, например бюст. Плоскость его должна быть ровно отпилена и выровнена, прежде чем обрабатывать боковую и нижнюю часть капители. На этой поверхности делается разбивка и вычерчивание шести лепестков, затем капитель кладется широкой верхней частью на стол и на ее обратной стороне находится центр для гнезда под шип, равноудаленный от симметричных точек, для чего можно использовать прямой угол угольника и линейку. делается разбивка выхода лепестков на тыльную сторону с учетом площади стыка с торцом колонны и выполнения ступенчатых кантов. После этого можно снимать древесину и затем вести обработку лепестков на боковой поверхности капители сначала топором, а после уже стамесками.

    Прежде чем приступить к отделке поверхности капители с боков, нужно обработать начисто ее верхний торец. Если для этого требуется выравнивание торцевой древесины с помощью рубанка, то он должен быть двойным. Стругание лучше вести в одном направлении, иначе различный наклон волокон древесины, образующийся в результате этого, создаст разные отсветы и иллюзию пятен и полос на поверхности торца после ее лакировки. При этом возникает также опасность скола древесины при выходе железки рубанка к краю поверхности. Поэтому если снятию подвергается значительный слой, то сначала надо стругать торец от края к середине, а затем уже заканчивать в одном направлении, принимая меры предосторожности против скола: не доводить рубанок до конца, обеспечивать упор противоположной стенки и др. Колодку рубанка при этом надо держать под углом около 45 ° к направлению его движения (рис. 99), чтобы обеспечить железке наилучшее снятие древесины. Конечно, заточка железки рубанка должна быть отличной.

    В любом случае доводку верхней поверхности капители нужно вести с помощью цикли и шкурки. Остро отточенной циклей (лучше сделать ее из железки рубанка) снимается стружка в том же направлении, в каком производилось стругание. Циклей удобнее отделывать и ту кромку поверхности, до которой из-за опасности скола не доводилась железка рубанка. Если торцевая поверхность капители из-за рыхлости древесины или больших ее изъянов не может дать должного эффекта после обработки, то придется ее отфанеровать.

    Поскольку капитель колонны не декорируется накладной резьбой, а служит, наоборот, контрастом для витой резьбы колонны, вся ее поверхность должна быть тщательно отделана, а материал для ее изготовления должен быть красивой, плотной текстуры, без трещин, сучков и заделок, по крайней мере на лицевой стороне. Такие же требования должны быть предъявлены и к отделке: так же, как и поверхность витья колонны, капитель многократно покрывается нитролаком с последующей его шлифовкой и полировкой (см. с. 70).

    База КОЛОННЫ. Состоит из опорной плоской квадратной подошвы, на которую ставится, а затем прижимается к ней стяжным прутком внутри колонна, и четырех декоративных накладок, служащих также и дополнительным упором нижней части колонны.

    Размеры опорной подошвы для колонны, показанной на рис. 14 вклейки, соответствуют: 22Х 29Х 4 см. Форма и характер резьбы накладных деталей зависят от желания и вкуса мастера. На рисунке изображены накладки для описанной выше колонны. Они изготовлены из эвкалипта так же, как сам ствол колонны и основание, но не исключен вариант выполнения их из светлого дерева той же породы, что и накладная резьба на витой колонне. Будет ли от этого композиция изделия более удачной, трудно решить заранее, не сопоставив два уже готовых изделия. Накладные детали и подошва свинчены шурупами.

    Накладная резьба, детали накладной резьбы, расположенной во впадине витья, можно разделить на четыре группы: грозди винограда, листья винограда, витая лоза и фигуры птиц. Форма участков лозы и птиц различная по резьбе, но всюду декоративно-условная, подчиненная характеру и композиции витья всей колонны. Они выполнялись как раздельные детали, тогда как грозди и листья в некоторых случаях вырезались в сочетании — из одного куска древесины.

    Что касается цвета накладной резьбы, то здесь применялся весь спектр оттенков лимонной древесины, кроме серого. В нижней части заключительного нитка видны серые пятна на накладной резьбе. Они оставлены в порядке эксперимента. Но ни сейчас, когда после нескольких лет цвет резьбы устоялся, ни в самом начале серые оттенки лимонной древесины не увязывались с общей гаммой всего изделия. Они выглядят как налет плесени или грязи на поверхности орнамента. Таким образом, серые тона лимонной древесины из резьбы были исключены.

    В остальных случаях цветовая вариация лимонной древесины достигалась как за счет направления волокон (древесина, обращенная торцом к зрителю, будет всегда более глубокого тона), так и за счет ее природных оттенков в зависимости от различия деревьев и локальных участков в них.

    Применение рельефной интарсии в накладной резьбе преследовало и другую цель: на темном фоне гладкой поверхности витья расположить по винтовой линии мелкую качественную резьбу, которая может рассматриваться отдельно, без связи со всей композицией колонны. В ней, несмотря на общую фризовую ритмику, нет повторяющихся элементов. При сохранении стиля каждая из птиц выполнена в индивидуальном оформлении, грозди, лоза и листья также отличаются друг от друга. Во время замысла композиции и ее осуществления автор поделки ставил перед собой задачу: добиться единства противоположностей, осуществить сохранение стиля при кажущемся вольном исполнении всех компонентов резьбы, где каждая составляющая фриз фигура имеет свою индивидуальность и законченность. А в целом накладная резьба должна составить общий витой фриз колонны. Вопрос о композиции в резьбе, о единстве противоположностей и гармоничном их сочетании разобран более подробно на с. 238. Выполнение рельефной интарсии данных деталей описано на с. 174.

    После найденных композиции и рисунка накладного орнамента каждая из отдельно вырезаемых деталей вылеплялась сначала из пластилина и накладывалась на место после выполненных и прикрепленных деталей из дерева. Изготовляемая затем по пластилиновой форме деталь в дереве обрабатывалась сначала с той поверхности, которая примыкает к витью колонны (см. подгонку поверхности на с. 66). При конструировании формы детали продумывался параллельно вопрос и ее крепления к колонне с помощью деревянных штифтов, вставляемых в отверстия, просверленные в теле колонны диаметром от З до 5 мм. В качестве этих штифтов использовались или ножки приставных ягод винограда (см. с. 28), или специальные штифты, выступающие концы которых замаскированы под сучки витой лозы. В виноградных листьях штифты помещены в углубления резьбы и затем срезаны по форме канавки. Для крепления птиц использовались очко глаза и элементы декоративной интарсии, а иногда и штифт, вставляемый с обратной стороны в корпус детали.

    Во всех случаях штифты посажены на столярный клей, кроме той части орнамента, которая маскирует стык двух частей колонны. С целью возможности демонтажа этот орнамент сде

    Категория: Совершенствие мастерства ресчика | Добавил: Lobzik (15.10.2010)
    Просмотров: 2694 | Рейтинг: 5.0/1 |
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *: